Последние, по наименованиям, от администрации города Владивостока.
Русский флотоводец, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал (1896 г.).
Родился 27.12.1848(08.01.1849) г. в семье прапорщика флота, выслужившегося из солдат. В 1865 г. окончил морское училище в Николаевске-на-Амуре, в 1869 г. произведён в мичманы. Служил на кораблях эскадры Тихого океана (ходил на клипере "Стрелок", транспорте "Манджур", шхуне "Восток", клипере "Абрек", корветах "Богатырь", "Варяг", пароходо-корвете "Америка" и др.), с 1871 г. - на Балтийском флоте; во время службы на броненосной лодке "Русалка" исследовал проблемы непотопляемости кораблей.
В 1876 г. после перевода на Черноморский флот предложил оборудовать пароход "Великий князь Константин" для перевозки минных катеров в районы стоянки кораблей противника с целью их атаки, чем положил начало созданию миноносных кораблей и торпедных катеров; во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. осуществил эту идею и провёл ряд успешных атак турецких кораблей шестовыми минами, а также впервые использовал самодвижущуюся мину-торпеду (Уайтхеда).
В 1881 г., командуя пароходом-стационаром "Тамань", провёл гидрологические работы в проливе Босфор и написал труд "Об обмене вод Чёрного и Средиземного морей" (1885 г.), удостоенный премии Российской АН.
В 1882-1886 гг. служил на Балтийском флоте. В 1886-1889 гг., командуя корветом "Витязь", совершил кругосветное плавание, во время которого проводились систематические океанографические работы, особенно подробно - в северной части Тихого океана. Во время пребывания во Владивостоке произвел первый морской промер части залива Петра Великого и картографирование бухты Витязь и бухты Троицы. Эти работы были Макаровым обобщены в труде "Витязь" и Тихий океан" (тома 1-2, 1894 г.).
В 1890 г. назначен младшим флагманом Балтийского флота, а в 1891 г. главным инспектором морской артиллерии. В 90-х годах изобрёл бронебойные наконечники (так называемые "наконечники Макарова") к артиллерийским снарядам, значительно увеличившие пробивную силу снаряда.
С конца 1894 г. - командующий эскадрой Средиземного моря.
В 1894-1896 гг. совершил второе кругосветное путешествие: в конце 1894 г. из Петербурга прибыл на Средиземное море, в 1895 г. перешёл с эскадрой, которой он командовал, из Средиземного моря через Суэцкий канал на Дальний Восток, в 1896 г. перешёл через Тихий океан в Северную Америку, проехал через США и через Атлантический океан вернулся в Россию.
В 1896 г. командовал эскадрой Балтийского флота.
Выдвинул идею создания мощного ледокола для исследования Арктики и руководил постройкой ледокола "Ермак". В 1897 г. опубликовал капитальный труд "Рассуждения по вопросам морской тактики", в котором изложил основы тактики парового броненосного флота, обосновал необходимость взаимодействия артиллерийских и минно-торпедных кораблей в бою, целесообразность применения кильватерного строя в боевых порядках броненосных эскадр, сформулировал принципы противоминной и противолодочной обороны.
В марте 1899 г. на "Ермаке" Макаров перешёл из Ньюкасла в Кронштадт, преодолев льды Финского залива, затем совершил поход в Ревель (город Таллин). В июне - августе того же года совершил на "Ермаке" два пробных арктических рейса, проник к северу от Шпицбергена до 81°21' с. ш.
В 1901 г. ходил в Баренцевом море в тяжёлых ледовых условиях, дважды подходил к Земле Франца-Иосифа и северо-западному берегу Новой Земли.
С 1899 г. главный командир Кронштадтского порта.
В труде "Без парусов" (1903 г.) разработал вопросы обучения и воспитания личного состава флота в мирное время.
После начала русско-японской войны 1904-1905 гг. назначен 1(14) февраля командующим Тихоокеанской эскадрой и 24 февраля (8 марта) прибыл в Порт-Артур.
Успешно руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура.
31.03(13.04).1904 г. погиб на броненосце "Петропавловск", подорвавшемся на японской мине.
В честь Степана Осиповича Макарова назван 21 географический объект в Охотском, Баренцевом, Карском морях, Северном Ледовитом и Тихом океанах.
В Владивостоке Степану Осиповичу Макарову установлен памятник работы скульптора А.И. Тенета и архитектора А.А. Усачёва. В 1980 г. году на лицевой грани постамента по инициативе и на средства полярного капитана Н.Г. Позднякова укреплена бронзовая доска со словами Макарова о необходимости освоения русского Севера.
"Ермак"
"Ермак", ледокол Арктического флота, назван в честь казачьего атамана Ермака Тимофеевича.
Водоизмещение 8730 т, длина 97,5 м, ширина 21,6 м. Построен в Ньюкасле (Великобритания); вступил в строй в 1899 г.
Идея создания "Ермака" и руководство составлением технического задания и его постройкой принадлежали С.О. Макарову.
"Ермак" был первым в мире ледоколом, способным форсировать тяжёлые льды и обеспечивать безопасную проводку судов.
Летом 1899 г. совершил первое плавание в Арктику под командованием Степана Осиповича Макарова, достигнув 81o28’ северной широты. За первые 12 лет провёл в Финском заливе свыше 1000 судов. Участвовал в Ледовом походе Балтийского флота 1918 г.
С 30-х годов проводил большую работу в различных районах Северного Ледовитого океана, в феврале 1938 г. участвовал в снятии с льдины экипажа станции "Северный полюс" во главе с И.Д. Папаниным.
Во время Великой Отечественной войны обеспечивал плавание судов через льды на Балтике.
Награжден орденом Ленина в 1949 г..
Выведен из эксплуатации в 1963 г.
topovl.ru :. Люди Дальнего Востока :. Макаров Степан Осипович (1848-1904)