topovl.ru

  • Homepage
  • Улицы
  • Скверы
  • Остановки
  • Мемориальные доски

Постановления:

Последние, по наименованиям, от администрации города Владивостока.

  • от 11.07.2024 №1865
  • от 19.04.2024 №951
  • от 03.04.2024 №806
  • от 29.12.2023 №3547
  • от 21.12.2023 №3416
  • от 03.10.2023 №2545
  • от 25.09.2023 №2457

Узнать больше...

 

 

VLC.ru

 

Мой город:

  • Старый Владивосток
  • Города-побратимы Владивостока

 

  • Книга Памяти Приморского края
  • Золотые звёзды тихоокеанцев
  • Военный раздел

 

  • Карты Дальнего Востока
  • Записки военного топографа
  • Сопредельная территория
  • Геральдика Дальнего Востока
  • Люди Дальнего Востока
  • Книги о Дальнем Востоке

Шевелев Михаил Григорьевич (нет данных-1903)

Шевелев Михаил Григорьевич

Купец 1-й гильдии, коммерции советник, член Общества изучения Амурского края (которое было создано благодаря его активному участию и с помощью в т.ч. и его средств), меценат, почетный попечитель Восточного института и основатель первого русского пароходства на Дальнем Востоке.

Родился предположительно в конце 40-х гг. ХIХ в. в Сибири. После окончания школы переводчиков китайского языка, направлен переводчиком в русскую православную духовную миссию в Пекине. Прекрасное знание китайского языка, истории, культуры и обычаев Поднебесной сулили молодому человеку блестящее будущее на этом поприще. Однако его деятельная натура искала чего-то нового. Волею случая он оказывается в Ханькоу, где процветал чайный бизнес, и нанимается рядовым клерком в крупную фирму "Оборин, Токмаков и Ко", специализирующуюся на торговле чаем в России. Проявив и в этом деле свои недюжинные способности и деловую хватку, Михаил Шевелев в 1874 г. становится совладельцем фирмы, на вывеске которой отныне стало значиться "Токмаков, Шевелев и Ко". Уже в следующем году он подбивает компаньонов по бизнесу на покупку собственного парохода "Батрак", грузоподъемностью 1200 т., который стал доставлять чай из Китая в Россию. Этот пароход и стал первым судном под российским флагом, выполнявшим грузопассажирские перевозки на Тихом океане. Однако "Батрак" выгоды не приносил, а вскоре потерпел кораблекрушение у берегов Сахалина.

При поддержке правительства в 1880 г. Шевелев основывает первое русское морское пароходство на Дальнем Востоке - судоходную компанию "Шевелев и Ко". Для начала он покупает пароход "Байкал" грузоподъемностью около 1000 т., который и сделал ему имя добросовестного и ответственного пароходчика, ни разу не подводившего ни грузоотправителей, ни пассажиров. "Байкал" работал на линии Владивосток - Гензан - Фузан - Нагасаки - Чифу - Шанхай. На эту же линию он поставил и пароход "Владимир" (грузоподъемность 900 т.).

Среди различных фирм Приморья Шевелев держал второе место по капиталу, переведенному через местное казначейство на запад - 1 млн. 73 тыс. рублей (данные за 1890 г.). Его обошел лишь торговый дом "Кунст и Альберс" - 2 млн 107 тыс. рублей.

Вслед за "Владимиром" М. Шевелев купил еще один пароход - "Стрелок" - грузоподъемностью 290 т., который обслуживал местные порты и Сахалин.

Так, в 80-х гг. ХIХ столетия М. Шевелев становится крупнейшим русским пароходчиком на Тихом океане. При этом не только грузоотправители и получатели, пассажиры, но и сам генерал-губернатор С. Духовской весьма положительно отзывался о работе пароходства М. Шевелева. Кроме того, он занимался благотворительностью, выделяя средства на образование, культуру, научные изыскания, нужды переселенческого управления края, организацию и проведение экспедиций по поиску нефти на Сахалине. Причем и сам, между делами коммерческими, увлекался археологией, слыл большим знатоком истории и культуры Китая и Бохайского царства, некогда существовавшего на территории Приморья.

Разруха в пароходном бизнесе М. Шевелева началась летом 1897 г., когда у мыса Гамова потерпел аварию и затонул пароход "Владимир", следовавший с грузом к берегам Кореи. Уже в октябре того же 1897 г. М. Шевелев лишился еще одного своего парохода - "Стрелок", который потерпел крушение у берегов Сахалина. Пытаясь спасти положение, Шевелев в 1889 г. приобретет еще один пароход - "Новик", дабы хоть как-то закрыть образовавшуюся брешь на грузопассажирских линиях, открывшуюся после утраты в одночасье сразу двух судов. Но и это не помогло. Вскоре после этих событий правительство расторгает контракт с М. Шевелевым, как с не выполняющим свои обязательства по контракту, и передает для обслуживания морские линии новому пароходному товариществу, созданному при КВЖД. Исправить сложившуюся ситуацию М. Шевелев так и не смог, и в январе 1902 г. он объявил о ликвидации пароходной компании "Шевелев и Ко".

Скончался 8 ноября 1903 г.

При большом стечении народа, с почестями, был похоронен на Покровском кладбище в Владивостоке.

 

 

topovl.ru :. Люди Дальнего Востока :. Шевелев Михаил Григорьевич (нет данных-1903)

Полезные ссылки  |  Файлы  |  Поиск по сайту

 

Постановления по наименованиям Владивостока  |  Все новости topovl.ru  |  О Владивостоке  |  Фотографии Владивостокского городского округа  |  Топонимика  |  МПА и документы о Комиссии по городской топонимике

 

 

Владивосток 2019 - 2025