Последние, по наименованиям, от администрации города Владивостока.
Капитан II ранга, командир подводной лодки.
После окончания средней школы сын рыбака Б.А. Алексеев по путевке областного комитета комсомола был направлен в Бакинский морской техникум и по его окончании работал на судах Каспийского пароходства.
В 1931 г. Борис Андреевич призван в военно-морской флот, закончил специальные курсы командирского состава. После окончания курсов по личной просьбе направлен штурманом подводной лодки Щ-24 Тихоокеанского флота. Через год он был назначен штурманом дивизиона, а немного позднее - помощником командира подводной лодки.
В 1936 г. Борис Андреевич был назначен командиром подводной лодки. Накануне Великой Отечественной войны Б.А. Алексеев был переведен на Черноморский флот.
Подводная лодка С-33, которой командовал Борис Андреевич, совершила 20 боевых походов, потопила 8 кораблей врага и один повредила.
22 июля 1944 г. подводной лодке С-33 было присвоено звание - Гвардейская, а ее командир, Алексеев, был удостоен звания Героя Советского Союза.
После Великой Отечественной войны Алексеев закончил военно-морскую академию, защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата военных наук.
25 января 1972 г. Б.А. Алексеев скончался в Ленинграде.
Шел декабрь 1943 г. Подводная лодка С-33 Черноморского флота под командованием капитан-лейтенанта Б. Алексеева находилась в море на поиске кораблей противника.
21 декабря, вскоре после обеда, вахтенный офицер А. Темин обнаружил в перископ дымы двух кораблей. Сразу же была объявлена тревога.
Командир подводной лодки начал маневр для атаки. Но ведя наблюдение в перископ, капитан-лейтенант Алексеев обратил внимание на то, что у судов была небольшая осадка.
- Что-то не нравятся мне эти посудины, - сказал он.
- Почему, товарищ командир? - спросил командир минно-торпедной боевой части старший лейтенант А. Петренко.
- Во-первых, они мало загружены, во-вторых, идут без охраны. Не ловушка ли это?
Дальнейшие события подтвердили вывод командира. Обнаружив приборами советскую подводную лодку, суда-ловушки повернули на нее.
Вскоре на С-33 стали сыпаться глубинные бомбы. Лодка резко изменила курс и ушла на значительную глубину. Однако враг не отставал. Взрывы глубинных бомб то приближались, то удалялись.
- Попытаемся действовать по-другому! - сказал командир лодки. - Будем периодически изменять скорость хода и делать резкие повороты.
По его указанию в тот период времени, когда противник прослушивал лодку, электродвигатели работали на малых оборотах. Это вело к тому, что лодочные винты почти не издавали шума. Когда противник увеличивал скорость хода, С-33 также развивала скорость и изменяла курс.
После одного из маневров акустик Мокроусов доложил:
- Шумы ловушек не прослушиваются.
- Это означает, - сказал командир, - что мы оторвались от них. Штурман, сколько времени мы уклонялись?
- Два с половиной часа.
- А сколько бомб на нас было сброшено?
- Сто одиннадцать.
- Порядочно! Но в конечном итоге праздник на нашей улице. Мы вырвались из клещей.
Прошло еще несколько дней. В ночь на 27 декабря С-33 вела поиск недалеко от побережья. Алексеев предупредил штурмана, чтобы он был особенно бдительным.
- Здесь немало отмелей и подводных каменных гряд, - сказал командир лодки. - Мы идем на определенный риск, плавая близ побережья, но зато имеем больше возможностей на встречу с противником.
Вскоре сигнальщик 1-й статьи Сиренко доложил:
- Товарищ командир, по-моему, на траверзе под самым берегом идет конвой.
Напрягая зрение, Алексеев разглядел в ночной мгле несколько транспортов.
- Какая же дистанция? - задал он вопрос. И сам же ответил: - Полтора-два кабельтова. Вероятность попадания максимальная, - продолжал рассуждать, - но нас и самих после взрыва тряхнет порядком. Не окажемся ли мы "мельницей без ветрил", не лишимся ли каких-либо важных маневренных качеств?
Но сомнение, навеянное необычной обстановкой, длилось мгновение.
Огромный борт транспорта стал виден в светящемся квадрате прицела.
Последовали команды: "Товсь! Пли!"
Выпущенные из аппаратов торпеды помчались к транспорту. Вскоре один за другим последовали два взрыва. Второй взрыв был особенно сильным, видимо, одна из торпед попала в трюм с боеприпасами. Взвился высокий огненный столб, и транспорт стал погружаться в воду с креном на правый борт.
От мощной взрывной волны корпус С-33 сильно содрогнулся.
В отсвете багровых языков пламени, полыхавших на транспорте и прорезавших темень ночи, командир заметил несколько вражеских катеров, устремившихся к лодке. Он тут же отдал приказание о срочном погружении.
На другой день, 28 декабря, на имя командира лодки Б.А. Алексеева поступила радиограмма, в которой командование бригады объявляло экипажу благодарность за умелую атаку фашистского корабля.
...За успешные боевые действия подводной лодке С-33 было присвоено звание - Гвардейская, а ее командиру Борису Андреевичу Алексееву 22 июля 1944 г. было присвоено звание Героя Советского Союза.
О. Чемесов
topovl.ru :. Золотые звёзды тихоокеанцев :. Алексеев Борис Андреевич (Золотые звёзды тихоокеанцев)