Последние, по наименованиям, от администрации города Владивостока.
Старший сержант, стрелок-радист.
Асеев в составе экипажей лейтенанта В.Н. Агафонова, старшего лейтенанта В.3. Казакова, подполковника Б.П. Сыромятникова и других участвовал в торпедных атаках кораблей и транспортов противника, в ударах по его базам и портам, аэродромам, войскам и технике. Г.С. Асеев в составе боевых экипажей лично участвовал в потоплении четырех транспортов противника общим водоизмещением 26000 - 28000 тонн, а также в групповых ударах был участником потопления шести транспортов, двух сторожевиков, каботажного судна, семи вооруженных мотоботов. Он совершил 81 боевой вылет.
Г.С. Асеев за успешное выполнение боевых заданий был награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны II степени и Красной Звезды.
Звания Героя Советского Союза удостоен посмертно.
Григория Асеева призвали на Тихоокеанский флот в 1939 г. после окончания школы младших авиационных специалистов. Прибыл он в первую авиационную эскадрилью 4-го минно-торпедного авиаполка и был назначен в летный экипаж воздушным стрелком-радистом, где я был командиром.
15 января 1943 г. Утром на "свободной охоте" экипажи тихоокеанцев Вячеслава Балашова и Григория Перегудова обнаружили конвой в составе трех транспортов в охранении миноносца и двух сторожевых кораблей. Конвой прикрывался двумя истребителями Ме-110. Торпедоносцы перехитрили врага, вышли в атаку со стороны скалистого берега, маскируясь его фоном, и потопили транспорт водоизмещением в пять тысяч тонн.
Для разгрома конвоя была послана вторая группа в составе трех торпедоносцев. Ведущим группы назначили летчика лейтенанта Владимира Агафонова, в экипаже которого находился стрелок-радист Григорий Асеев.
Потеряв транспорт, фашисты решили надежно прикрыть с воздуха оставшиеся корабли. Над конвоем появились шесть истребителей Ме-109. Ведущий и его ведомые, увидев конвой, решили с ходу атаковать корабли. Шесть Ме-109 один за другим выходили в атаку. Наши самолеты прижимались к самой воде. Отбита первая атака. Вражеские истребители наседают. В момент атаки гитлеровцев шестой "мессершмитт" вырвался из облаков прямо над группой торпедоносцев и открыл огонь из всех пулеметов.
- Товарищ командир, резко влево! - доложил Григорий Асеев.
И фашист промахнулся. Он взмыл вверх и начал разворот, открыв свое незащищенное брюхо. Воспользовавшись оплошностью врага, Григорий дал по нему короткую очередь из пулемета. Самолет задымил, черный шлейф потянулся за ним. Истребитель падал. Вскоре волны Баренцева моря скрыли врага навсегда.
Отбиваясь от истребителей противника, торпедоносцы прорвались к конвою, потопили транспорт, а также сторожевой корабль.
...Памятным было для Асеева и 20 сентября 1943 г. У Конго-фьорда разведка обнаружила вражеский конвой в составе пяти транспортов и двадцати трех кораблей охранения. Конвой прикрывали с воздуха двадцать пять истребителей.
Получен приказ: шести торпедоносцам под прикрытием шестнадцати наших истребителей уничтожить транспорты противника.
Уже на подходе к цели завязалась жаркая схватка с фашистскими истребителями. Со всех сторон на группу наседали "мессершмитты" и "фокке-вульфы". Григорий Асеев был в экипаже старшего лейтенанта Василия Казакова. Их самолет атаковали четыре гитлеровских стервятника. Штурман и стрелок-радист не подпускали их к торпедоносцу, идущему в плотном строю. Но вот у штурмана младшего лейтенанта Бориса Муратова заклинило пулемет. Асеев стал перебрасывать свой с одного борта на другой. Торпедоносцы уже растянулись и летели фронтом к кораблям конвоя, каждый на свою цель.
Летчик Казаков маневрировал, бросал самолет влево и вправо, вниз и вверх, по сигналам Асеева уклоняясь от проносящихся трасс. Длинная очередь Асеева сбивает "мессершмитт". Наши истребители прикрытия овладели инициативой, сковали "мессершмитты" и оградили торпедоносцы. Разгорелся ожесточенный воздушный бой над Баренцевым морем. Сорок истребителей схватились в смертельной схватке. Расчерчивая небо трассами, черные факелы падали в море и взрывались в воздухе. Чьи? Пока было трудно разобраться. Но это не все - впереди конвой. Торпедоносцы ложатся на боевой курс. Шквал снарядов и пуль с кораблей встречает их.
Казаков видит, как зенитный снаряд разорвался рядом с машиной ведущего. Через мгновение из крыла его самолета вырвалось пламя. Пролетев еще немного, торпедоносец, управляемый командиром полка Ф.В. Костькиным, взорвался над волнами. Погиб славный экипаж.
Зенитки стали бить еще интенсивнее. Все гуще и гуще становились разрывы зенитных снарядов.
Загорелись самолеты летчиков Анатолия Ивановича Островского и Николая Николаевича Малеева. Эти герои не сошли с боевого курса. Их штурмана Георгий Иванович Ретвенко и Георгий Васильевич Макаров прицельно сбрасывали торпеды. Вскоре эхо их взрывов на транспорте в двенадцать тысяч тонн и сторожевом корабле салютовало погибшим экипажам.
От огня зениток загорелись еще два самолета. Их вели летчики Константин Михайлович Яковлев и Борис Георгиевич Васильев. Торпедоносцы, объятые пламенем, были похожи на мчавшиеся над водой гигантские факелы...
Казаков был уже на дистанции сброса. Наступили секунды, от которых зависит успех боевого вылета. И вот их торпеда понеслась к воде. Она попала в сторожевой корабль. Головокружительный маневр выполняет Казаков над водой, выходя из зоны зенитного огня. Казалось, экипаж уже вырвался из ада, но вот послышался удар. Машина клюнула носом. Отказали рули. Казаков скомандовал Асееву:
- Проверь, что произошло с рулями.
Григорий пополз в хвост по длинному, грохочущему фюзеляжу, осматривая натяжение тросов. Ветер бил в рваные дыры пробоин.
Вскоре поступил доклад Асеева:
- Командир, трос перебит осколком.
- Так! Постарайся срастить его. Пока сбалансирую машину триммерами. Действуй, Гриша!...
Не из легких была задача. Григорий не растерялся. Отсоединив от планшета тонкий кожаный ремешок, начал сращивать твердые непослушные концы. Не сразу у него получилось. Исцарапав руки в кровь, он все-таки срастил их.
- Товарищ командир! Можно управлять машиной. Сложным был обратный путь над морем. Казаков буквально гладил штурвал, чтобы не создать лишнюю нагрузку на поврежденные тросы. И когда возник в окружении сопок знакомый овал аэродрома, Казаков поставил кран на выпуск шасси. А тут еще беда, не вышла одна стойка шасси. Но Казаков посадил машину. Со всех сторон аэродрома к их самолету бежали летчики, механики, мотористы...
Личный состав диву давался, как можно было лететь на столь израненном и избитом самолете.
Несмотря на то что торпедоносцы наткнулись на небывало мощный огневой заслон - со всех сторон их атаковали "мессершмитты" и "фокке-вульфы", с кораблей хлестали пушечные и пулеметные трассы - задание было выполнено. Пять торпедоносцев не вернулись в тот день на аэродром. Погибли пять экипажей, пустив на дно крупный транспорт и два сторожевых корабля. В воздушном бою гитлеровцы потеряли десять истребителей, североморцы - два.
Последний вылет Асеев сделал 16 октября 1944 г. в составе экипажа, где летчиком был командир авиационного полка Борис Павлович Сыромятников. Им предстояло атаковать вражеские корабли, которые шли в конвое. Уже на подходе к цели, загорелся левый мотор самолета. Чем ближе вырастали транспорты, тем упорнее становилось сопротивление врага. Загорелся и правый мотор. Пламя охватило оба крыла.
Последние секунды мужественных североморцев... Торпеда сброшена. Точно рассчитанный удар пришелся в борт фашистского транспорта водоизмещением в шесть тысяч тонн, который тут же начал тонуть.
Североморцам не удалось спасти свой торпедоносец. Огненным шаром пронесся он над немецким конвоем и упал в море... Славные гвардейцы ясно сознавали, на что шли, какой ценой добывали победу. Родина удостоила их высшей награды - звания Героя Советского Союза посмертно.
В. Минаков
topovl.ru :. Золотые звёзды тихоокеанцев :. Асеев Григорий Сафронович (Золотые звёзды тихоокеанцев)