Последние, по наименованиям, от администрации города Владивостока.
Гвардии капитан, командир звена минно-торпедной авиации Северного флота.
Родился 16 апреля 1917 г. в селе Ижевское Рязанской области в крестьянской семье.
В 1929 г. переехал в Москву, закончил школу-семилетку, фабрично-заводское училище, поступил в центральный аэроклуб.
В декабре 1936 г. был зачислен курсантом школы морских летчиков при Главном управлении Северного морского пути, готовился стать полярным летчиком, но в 1938 г. на базе школы морских летчиков было создано военно-морское авиационное училище имени С.А. Леваневского. После окончания училища по личной просьбе был назначен на Тихоокеанский флот, в авиационную часть, которой командовал Н.А. Остряков, в эскадрилью капитана Г.Д. Поповича (впоследствии прославленного летчика-торпедоносца, Героя Советского Союза).
В марте 1942 г. в составе эскадрильи прибыл на Северный флот. Совершил 58 боевых вылетов на бомбардировку военно-морских баз, аэродромов, уничтожение кораблей противника. Потопил 5 транспортов и сторожевой корабль.
Однажды, когда пятерка советских торпедоносцев направилась громить конвой противника, она за 15 миль до цели была встречена 20 фашистскими истребителями. Но врагу не удалось заставить советских летчиков свернуть с курса. Несмотря на то, что самолет Балашова загорелся, Вячеслав Павлович, выбрав цель, сбросил торпеду. Вражеский транспорт с грузом пошел на дно.
24 июля 1943 г. Балашов удостоен звания Героя Советского Союза.
22 июня 1941 г. В тот день наш полк быстро изготовился к боевому вылету. В эскадрильях проходили митинги. После комэска Г.Д. Поповича первым попросил слова и выступил В. Балашов. В заключение он сказал:
- Хочу в этот суровый час стать коммунистом! Прошу меня принять в партию!
В январе 1942 г. общее желание дальневосточников наконец исполнилось. Нашу эскадрилью, как наиболее подготовленную, отправляли на фронт.
На подмосковном аэродроме мы с Балашовым расстались. Он улетел с пятью экипажами на Северный флот, я - на Черноморский.
Лейтенант Балашов с ходу втянулся в боевую работу. Он вылетал на бомбежку скопления войск и техники противника, уничтожал артиллерию врага и самолеты на аэродромах, ставил мины в море на путях движения фашистских транспортов и торпедировал их. Балашов часто вылетал на разведку военно-морских баз противника и кораблей, находившихся в море.
Бомбардировщик, которым управлял Балашов приближался к порту Киркенес. Еще на дальних подступах к цели ожили зенитки фашистов.
Нужно иметь стальные нервы, чтобы не обращать внимания на огонь зениток и продолжать лететь точно по курсу. Но не впервой отважный летчик Вячеслав Балашов водит самолет под огнем врага. Ни разу не сворачивал он с курса. Вот и сейчас, собрав всю свою волю, ведет пилот машину навстречу цели...
Взорвалась первая серия бомб, угодивших в склады. Взрывы, пожары покрыли их. Еще и еще летят вниз грозные "гостинцы".
Когда самолет приземлился на своем аэродроме, механик, осматривая машину, насчитал в ней около сорока пробоин.
Шли фронтовые дни, недели, месяцы. Много раз поднимался в воздух экипаж Балашова. И всегда выполнял боевые задачи с честью.
7 мая 1943 г. Балашов повел четырех Пе-3 под прикрытием семи дальних истребителей на вражеский конвой. Перед Балашовым стояли две задачи: первая - показать ведомым тактически грамотный выход торпедоносцев на конвой и стремительную атаку по кораблям и вторая - уничтожить транспорт противника.
В правом пеленге за ведущим шли торпедоносцы, управляемые летчиками И. Дубинцом, И. Гутаровым и И. Макридиным. Через час полета над морем на горизонте показались черные точки.
Чтобы подойти незамеченными, Балашов подвернул машину к берегу, за ним последовали ведомые, и повел их, маскируясь фоном береговой черты. Гитлеровцы не видели советских торпедоносцев. Юрий Кочелаевский быстро произвел расчеты. Уже отчетливо выделялись на воде крупный транспорт и восемь кораблей охранения. Два "мессершмитта" попытались сорвать атаку. Но этого им не удалось сделать. Их связали боем Пе-3. Североморские торпедоносцы стремительно сближались с целью. С кораблей и берега открыли лихорадочный огонь вражеские зенитки. Разрывы и трассы усеяли небо вокруг торпедоносцев. Но было уже поздно. Метко сброшенные торпеды понеслись к транспорту и сторожевику. Взметнулись вверх высокие столбы воды и дыма. Транспорт сильно накренился и начал погружаться в воду. Сторожевик разломился пополам и скрылся в пучине моря. Домой экипажи торпедоносцев вернулись с победой. Повреждения и пробоины техники в течение короткого дня залатали, и вскоре торпедоносцы вновь поднялись в воздух громить врага на море...
4 июля для Вячеслава Балашова осталось особо памятным днем. Он участвовал в составе пяти экипажей торпедоносцев и двух штурмовиков в ударе по конвою врага. В этом крайне сложном и тяжелом полете Балашов проявил героизм, выдержку и находчивость, мужество и самообладание. А было это так.
Воздушный разведчик обнаружил на подходе к Варангер-фьорду большой конвой. Четыре крупных транспорта шли в окружении пятнадцати боевых кораблей под прикрытием десяти истребителей.
На подходе к каравану торпедоносцев и штурмовиков атаковали "мессершмитты" и "фоккеры". Завязался тяжелый бой с вражескими истребителями. Сквозь заслон огня зениток прорвались героические летчики-североморцы. Все транспорты конвоя были поражены. В воздушном бою враг потерял семь самолетов.
Но вот роковая атака двух "фоккеров". Они ударили по его машине длинными очередями, которые прошли по фюзеляжу и крылу. Самолет трясся, будто не летел, а полз по булыжной мостовой. Балашов плавно перевел самолет в постепенный набор высоты, вошли в облака. Позади остались вражеские истребители.
- Командир! Правый мотор дымит, и вытекает масло, - доложил штурман.
Выйдя из облачности, экипаж подбитого торпедоносца осмотрелся. Истребителей противника не было видно. В разрывах облаков показалось море. Оно было в белых прожилках, синело и вздувалось, растекалось бесконечной равниной. И берегов не было видно. Балашов боролся за сохранение высоты полета. Он понимал, что потеря каждого метра приведет машину к бреющему полету, а затем она упадет в море. Командир приказал стрелкам Бадюку и Емельяненко выбрасывать тяжелые вещи.
То ли от перегрева, то ли от повреждения стал дымить, давать перебои и левый мотор. Тряска возрастала. Но Балашов не снижал оборотов левого мотора: пускай выходит из строя, но он использует его до предела.
Высотомер показывал высоту около четырехсот метров, когда Балашов заметил береговую черту. Но стрелка дрожала и рывками устремлялась вниз. Левый мотор теперь работал со всхлипами и делал последние обороты.
- Планирую на воду, - оповестил Балашов экипаж. - Приготовьтесь оставить самолет после посадки, захватите шлюпки и документы.
Перед касанием воды пилот открыл фонарь, чтобы не заклинило при ударе на посадке. То же сделал штурман и стрелок.
Шум моря ворвался в самолет. На удивление экипажу, вместо удара машина заскользила по воде. Затем перед самолетом встал бурун, обрушился на кабину и крыло.
Когда шлюпки отошли от уходящего под воду торпедоносца, экипаж ожесточенно принялся грести к берегу полуострова Рыбачий. Через двое суток катер доставил их на свой аэродром.
Только благодаря высокому мастерству, неиссякаемой энергии, мужеству, высокой физической закалке экипаж сохранил себя для новых боев.
Экипаж Балашова одерживал одну победу за другой, проявляя мужество, отвагу, беспредельную преданность Родине, и верность воинскому долгу. Грозен боевой счет их экипажа - они потопили пять транспортов общим водоизмещением 50000 тонн и сторожевой корабль. Уничтожили на аэродромах и в воздушных боях одиннадцать самолетов противника.
За успешное выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР Вячеславу Павловичу Балашову и членам экипажа Юрию Петровичу Кочелаевскому, Михаилу Михайловичу Бадюку было присвоено звание Героя Советского Союза.
В. Минаков
topovl.ru :. Золотые звёзды тихоокеанцев :. Балашов Вячеслав Павлович (Золотые звёзды тихоокеанцев)