Последние, по наименованиям, от администрации города Владивостока.
Полковник, командир 12-й штурмовой авиационной дивизии Тихоокеанского флота.
Макар Власович родился 20 сентября 1909 г. в городе Жлобине Белорусской ССР. После окончания 7 классов работал грузчиком на лесопильном заводе.
В 1930 г. по путевке комсомола поступил в военно-теоретическую школу летчиков в Ленинграде. С 1936 г. Макар Власович служил на Дальнем Востоке, занимал должности от младшего летчика до командира авиационной дивизии.
В феврале 1943 г. М.В. Барташев был командирован на Черноморский флот и в составе авиации флота принимал участие в боевых действиях против немецко-фашистских захватчиков. За смелость и храбрость в боях награжден орденом Красного Знамени.
После возвращения на Тихоокеанский флот был назначен командиром 12-й штурмовой дивизии, которая с 9 по 17 августа 1945 г. в условиях сильного противодействия противника нанесла несколько мощных ударов по портам, железнодорожным узлам, живой силе и технике врага, потопила 12 и повредила 4 транспорта, уничтожила много другой техники врага.
За умелое руководство личным составом дивизии, личную храбрость и отвагу полковник Макар Власович Барташев 14 сентября 1945 г. удостоен звания Героя Советского Союза.
Полковник Макар Власович Барташев был одним из прославленных летчиков нашей военно-морской авиации, командиром, обладающим широкими теоретическими познаниями и богатейшим опытом. Он владел бесценным даром воспитания мастеров воздушного боя. Качества эти у него проявились задолго до того, как он стал командиром соединения.
Еще летом 1934 г., когда он был командиром самолета, с ним произошел случай. Барташеву в группе других летчиков была поставлена по тем временам очень сложная задача: совершить над Черным морем групповой ночной полет по маршруту. В районе Керчи самолеты попали в полосу шквального ветра и проливного дождя. Началась изнурительная и опасная болтанка. Машину бросало то вниз, то вверх. Казалось, что она вот-вот развалится на части. На такое испытание самолета конструкторы не рассчитывали.
Предельное напряжение испытывал и летный состав. Штурман и бортмеханик, вконец измотанные штормом, потеряли силы и вышли из строя. Перестали действовать рация и другие приборы. Барташев держал штурвал, спасая машину и людей.
Летчик Русанов попытался посадить свой самолет на воду. Эта попытка закончилась трагически. Барташев видел ее результаты. Выход был один: во что бы то ни стало пробиться сквозь шквальный ветер и дождь, дотянуть машину, до аэродрома. Отличное знание летного дела, высокое искусство пилотирования и непреклонная воля обеспечили победу. После десяти часов сорока минут пребывания в воздухе Барташев благополучно посадил свой самолет на аэродроме в районе Севастополя и доложил командованию о чрезвычайном происшествии.
Получасовой отдых - и самолет Барташева снова в воздухе. Он не может, не имеет права оставить товарищей, попавших в беду. В штормовом, бушующем море отыскать летчиков затонувшего самолета не простое дело. Но он, Барташев, обязан найти их и спасти. Он сам попросился в этот сложный и ответственный полет, потому что беда друга - его личная беда.
Внизу волнуется, клокочет разбушевавшееся море. В такую непогоду долго не продержаться на плаву и натренированному, закаленному человеку. Летчик торопится, спешит в район, куда могло снести друзей. Весь экипаж ведет наблюдение за морем.
- Вижу одного!
- Второго вижу!..
Барташев диктует доклад командованию, который с таким нетерпением ждут на аэродроме. В ответ весь экипаж получает благодарность командующего военно-воздушными силами Черноморского флота. Экипаж потерпевшей аварию машины был спасен.
Имя молодого черноморского летчика приобретает все большую известность в стране. Он назначается командиром отряда авиаэскадрильи. Его, как лучшего специалиста, включают в состав правительственной комиссии, принимающей на заводе новые машины.
Обстановка на Дальнем Востоке обостряется. Генеральный штаб укрепляет воздушные силы Тихоокеанского флота. На Восток направляются лучшие кадры. На Тихом океане Макар Власович Барташев командует авиаэскадрильей морских разведчиков, которая вскоре занимает первое место по боевой готовности на флоте. Летчики эскадрильи во главе с командиром показали хорошие образцы боевой выучки в боях у озера Хасан.
Инициативный командир, хороший организатор, он с успехом выполняет все более ответственные обязанности. Восемь месяцев работает в должности помощника командира авиаполка морских разведчиков, а с августа 1940 г. командует этим полком. Четырежды за один год Барташев водил весь полк на полный оперативный радиус. За ним прочно закрепляется слава мастера ночных полетов, передового на флоте авиационного командира.
Два года длится тяжелая война. Уже не один и не два экипажа, подготовленные и обученные Макаром Власовичем, отличились в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Война необычайно быстро движет вперед военное дело. Отстать от передового опыта - значит обречь себя как командира и своих подчиненных на неудачи в боевой обстановке. Подполковник Барташев обращается в Военный совет флота и в другие высшие инстанции. Ему разрешается выехать на Черноморский флот. Лично нарком Военно-Морского Флота дает Макару Власовичу возможность совершить пять-шесть боевых вылетов. Однако Барташев удваивает число вылетов. На самолете МБР-2, который он знает, как свои пять пальцев, Макар Власович бомбит занятые врагом порты Новороссийск, Анапа, Тамань, Керчь. Барташевым были подавлены две береговые артиллерийские батареи, уничтожено много живой силы и техники врага.
Он первым на Черноморском флоте произвел ночное фотографирование военных объектов противника. По его документальным разведывательным данным штурмовики совершили внезапные налеты, в результате которых был уничтожен 21 фашистский самолет, разрушен военный объект, подавлено несколько батарей зенитной артиллерии врага.
В апреле 1943 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте и проявленные при этом доблесть и мужество Президиум Верховного Совета СССР наградил полковника Барташева М.В. орденом Красного Знамени.
В войне 12-я штурмовая авиадивизия под командованием Макара Власовича Барташева показала себя сплоченным, превосходно подготовленным соединением, стала подлинной грозой для врага. За короткий срок боевых действий она произвела 532 вылета, в результате которых нанесла противнику огромный урон. Особого внимания заслуживает проведенная дивизией операция по уничтожению кораблей и транспортов врага одновременно в двух портах - Юки и Расин. В течение двух дней наши штурмовики отправили на дно 24 боевые и транспортные единицы врага.
Полковник Барташев личным примером показывал летчикам-штурмовикам приемы дерзких атак, выработанные в годы Великой Отечественной войны. В первом же боевом вылете, будучи ведомым шестерки Ил-2, он подавил огонь двух батарей ПВО и поджег транспорт. Затем он потопил еще один транспорт, а позже - танкер водоизмещением 8 - 10 тысяч тонн. Мужеству и отваге, боевому умению учились подчиненные у своего командира дивизии.
Уже через четыре дня войны полковник Барташев был награжден орденом Красного Знамени - третьей боевой наградой. За подвиги, совершенные во время разгрома империалистов, Макар Власович Барташев удостоился высокого звания Героя Советского Союза.
12-я штурмовая дивизия стала Краснознаменной, а двум ее полкам было присвоено звание - Гвардейский. Летчики-штурмовики вписали в летопись боевой славы Тихоокеанского флота яркие, немеркнущие страницы.
...Полковник Барташев Макар Власович погиб после войны при исполнении служебных обязанностей. Память о нем, отважном соколе, свято хранят летчики-тихоокеанцы.
В. Королев
topovl.ru :. Золотые звёзды тихоокеанцев :. Барташев Макар Власович (Золотые звёзды тихоокеанцев)