Последние, по наименованиям, от администрации города Владивостока.
Капитан II ранга, командир дивизиона подводных лодок Северного флота.
Гаджиев родился 20 декабря 1907 г. в горном ауле Мегеб Гунибского округа Дагестанской области. По путевке комсомола Дагестана поступил в военно-морское училище имени Фрунзе, после окончания которого в феврале 1931 г. был направлен минером на подводную лодку Черноморского флота.
В 1932 г. после окончания специальных курсов получает назначение помощником командира, а в 1934 г. командиром подводной лодки уже Тихоокеанского флота.
За выполнение сложного задания 23 декабря 1936 г. капитан-лейтенант Гаджиев награжден орденом Ленина.
Передового офицера направили на учебу в военно-морскую академию. Но окончить ее не удалось: Гаджиева отозвали и в сентябре 1939 г. назначили в штаб Северного флота. А в 1940 г. - командиром дивизиона подводных лодок.
23 октября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР капитану II ранга Магомету Имадутиновичу Гаджиеву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Гаджиев был в море на подводной лодке Д-3, когда пришло сообщение, что началась война.
Ставка Верховного Главнокомандующего поставила перед Северным флотом задачу - активными действиями на морских коммуникациях противника уничтожать его боевые корабли и транспорты, тем самым ослабить фашистскую группировку в Заполярье.
С первых же дней войны основная тяжесть борьбы с конвоями противника легла на подводные лодки.
Войну подводники встретили в полной боевой готовности. Одна за другой уходят лодки на поиск врага, постановку минных заграждений и выполнение различных специальных заданий командования.
14 июля 1941 г. успешной атакой вражеского тральщика командир подводной лодки Щ-402 капитан-лейтенант Н.Г. Столбов открыл боевой счет подводников-североморцев.
Командир первого дивизиона капитан II ранга Гаджиев с первого дня войны в море. Он выходит с командирами, впервые идущими на боевое задание. Но побед в его дивизионе пока нет. Враг топчет землю Белоруссии, рвется к Ленинграду. Ненавистью наливается сердце Магомета. Когда он на берегу, не выходит с командирами из кабинета торпедной стрельбы, изучает атаки лодок.
Сентябрьским утром 1941 г. на позицию уходила подводная лодка К-2 (командир - В.П. Уткин). На ней вышел в море и комдив, вернувшийся два часа назад из боевого похода.
После постановки мин, заняли позицию и начали патрулирование милях в пяти от входа в Сюльте-фьорд (Syltefjord). Вскоре обнаружили фашистский транспорт, идущий без охранения большим ходом на запад.
"Боевая тревога! Торпедная атака!"
Гаджиев бросился в рубку. Велика дистанция! Мгновенно оценив обстановку, Гаджиев предложил:
- Всплывай, командир. Дадим артиллерийский бой.
Продув балласт, подводная лодка всплыла в надводное положение. Транспорт тем временем уходит все дальше. Теперь победа в руках мотористов. И они не подвели. Лодка, развив самый полный ход, рванулась за врагом. Фашистский транспорт первым открыл огонь. Выйдя на параллельный курс с дистанции 40 кабельтовых, подводная лодка начала артиллерийскую дуэль. С четвертого залпа цель была накрыта. Один за другим впиваются в борт транспорта снаряды. В корме начался пожар, и транспорт повернул к берегу под прикрытие своих батарей. Его корма медленно погружалась. С берега взлетел самолет. "Срочное погружение!"
Лодка ушла на глубину, а через несколько минут послышались взрывы: у фашистского транспорта рванули котлы.
- С победой, товарищи! - радостно поздравил Гаджиев подводников.
Это была первая на Севере победа, одержанная подводной лодкой в артиллерийском бою. Радостным было возвращение в базу. Вот уже видны домики родного Полярного.
- Товарищ капитан II ранга, разрешите произвести салют в честь победы из пушки, которая потопила врага? - обратился к комдиву лейтенант Арванов.
- Разрешаю!
Над Екатерининской гаванью грянул холостой выстрел, положивший начало победоносным салютам на Северном флоте в годы Великой Отечественной войны. Это было ровно в полдень 19 сентября 1941 г.
Командующий Северным флотом контр-адмирал А.Г. Головко, давая высокую оценку этому боевому походу, писал: "Холостой выстрел 19 сентября над рейдом Полярного при возвращении подводной лодки капитан-лейтенанта Уткина из похода был не только салютом в честь первой одержанной экипажем победы, не только ознаменовал собой рождение новой флотской традиции, одновременно он известил о начале еще одной новой тактики наших подводников, предложенной и введенной Гаджиевым..." Так советские подводники и лодочную артиллерию сделали наступательным оружием.
А пример отмечать при возвращении о своих победах холостым выстрелом был быстро перенят и надводниками и летчиками. Войти в родную гавань с салютом каждый экипаж считал делом чести.
И снова напряженная учеба: доскональное изучение театра и приемов противника, маршрутов перехода конвоев, базирования фашистских кораблей. Подводники учились искусству поиска и выхода в торпедную атаку по врагу.
Пришедшая с Балтики подводная лодка К-3 выходила в море на первое боевое задание. Как обычно, вместе с ней вышел и Гаджиев.
В Лоппском море (Lopphavet, между островами Серея, Лоппа и Фуглея), представляющем собой лабиринт шхер, обнаружили фарватер, по которому среди бесчисленных островов и узких проливов фашисты проводили свои конвои. Подходы к фарватеру были заминированы. Гаджиев решил форсировать минное заграждение. Пройдя успешно под минами, К-3 вышла на коммуникации фашистов. Начали поиск. Гаджиев прошел по подводной лодке. Ему всегда хотелось поговорить с теми подводниками, которые находились далеко от центрального поста.
В первом отсеке старшина 2-й статьи Филиппов аккуратно выводил на торпеде надпись: "Убийцам - за кровь брата танкиста".
- Правильно! Мы отомстим за твоего брата и всех наших братьев! - горячо сказал Гаджиев. Он верил, что эта торпеда пойдет точно в цель.
"Боевая тревога!", "Торпедная атака!" - разнеслось по лодке.
Гаджиев бросился в центральный пост. Прильнул к перископу: транспорт в охранении трех боевых кораблей.
- Атакуй, командир!
Торпеды вышли точно. Взрыв!
Подняв перископ, командир увидел тонущий фашистский транспорт "Альткирх" (Altkirch) и мчавшийся на лодку противолодочный корабль. Вражеские корабли обнаружили выскочившую из воды после залпа подводную лодку и начали ее бомбить. Командир решил уклониться увеличением хода и глубины погружения. На глубине 60 метров с полного хода К-3 ударилась о грунт, хотя по карте глубина места составляла 115 метров. Очередным близким взрывом глубинной бомбы подводную лодку бросило на глубину 83 метра и снова ударило о грунт. Бомбы продолжали рваться близко, в захлопку газоотвода в лодку стала поступать вода. Стало ясно что противник обнаружил лодку по пятнам соляра, вытекавшего его из топливных цистерн, герметичность которых нарушилась.
Оставаться на грунте было опасно. Оценив обстановку, Таджике предложил всплыть и, атаковав артиллерией, уничтожить корабли охранения. "Тем более, что на стороне лодки внезапность и необычность таких действий в подобных условиях", - подчеркнул комдив. Командир лодки и комиссар предложили использовать в процессе боя ход - уйти в надводном положении от преследования Гаджиев отверг их предложение и категорически приказал ориентироваться не на отрыв от фашистских кораблей, а на их уничтожение в артиллерийском бою.
Продув балласт, К-3 неожиданно для противника вынырнула на поверхность. Артрасчет быстро занял свои места. Это было 3 декабря 1941 г. На мостике командир, Гаджиев, управляющий огнем лейтенант Виноградов. Через 57 секунд после всплытия кормовое орудие старшины 2-й статьи Конопелько открыло огонь.
У носового орудия крупнокалиберным пулеметом враг перебил рукоятку переключателя замка. Орудие вышло из строя. А в это время пятым залпом Конопелько точно угодил в корму сторожевого корабля. Находившиеся на нем глубинные бомбы сдетонировали. Холодные волны охотно расступились, пропуская фашистский сторожевик на дно. На четвертой минуте от прямого попадания, развалившись на куски, пошел на дно катер.
- Добивать последнего! - приказал Гаджиев.
Лодка дала ход. Но катер полным ходом рванул к острову Рольвсе (Rolvsoya) и вскоре скрылся за ним.
- Отбой!
Всего несколько минут длился этот беспримерный в истории флота артиллерийский бой подводной лодки с кораблями охранения.
Это была дерзость, соединенная с инициативой и решительностью, это было мужественное, тактически обоснованное, грамотное решение командира дивизиона.
- Горизонт чист! - доложил сигнальщик.
К-3 вышла в открытое море. Гаджиев спустился в лодку, прошел по отсекам, поздравил подводников с победой. В первом отсеке подошел к старшине 2-й статьи Филиппову, крепко пожал руку:
- Этим враг не откупится за твоего брата. Мы его еще будем бить и бить. Бить до последнего!
Получено приказание возвращаться на базу. Родная бухта, над рейдом Полярного прозвучало три выстрела - три победы.
Командующий Северным флотом вице-адмирал Головко, друзья тепло поздравили подводников со славной победой. А вскоре подводников К-3 награждали орденами и медалями. Командиру дивизиона подводных лодок капитану II ранга Гаджиеву командующий Северным флотом вручил орден Красного Знамени.
Росло число вражеских кораблей, потопленных подводными лодками дивизиона капитана II ранга Гаджиева. За 11 месяцев войны их число составило 27, причем 10 из них были отправлены на дно морское при личном участии командира дивизиона.
Апрельской ночью 1942 г. Магомет вышел в свой двенадцатый боевой поход на подводной лодке К-23, которой командовал капитан III ранга Л.С. Потапов. Как всегда, с Гаджиевым шел его друг - батальонный комиссар Д.М. Галкин.
В 14 часов 10 минут 12 мая от Гаджиева была получена крайне тревожная радиограмма: "Транспорт торпедами, два сторожевых корабля артиллерией уничтожил... Имею повреждения... Прошу... Командир I ДПЛ".
Это было последнее известие от Гаджиева.
Из полученной радиограммы и данных разведки командование сделало вывод, что К-23 после торпедирования фашистского транспорта водоизмещением 6000 тонн в районе Окс-фьорд (Oksfjorden) подверглась атаке двух сторожевых кораблей и трех противолодочных кораблей, сопровождавших транспорт. Получив от бомбежки повреждения, лодка всплыла в надводное положение. В артиллерийском бою оба сторожевых корабля были потоплены, и лодка начала отход от вражеского берега в крейсерском положении.
В 15 часов 50 минут она была обнаружена и обстреляна самолетом противника. Вскоре к самолету присоединились три фашистских противолодочных корабля. Несмотря на повреждения корпуса, подводная лодка уклонилась погружением на глубину. Но масляный след выдавал ее, и преследование продолжалось. К-23, атакованная глубинными бомбами, погибла. Это был пятый артиллерийский бой капитана II ранга Гаджиева и его последний удар по врагу, которого он ненавидел всем своим ясным умом и пылким сердцем горца.
К. Шопотов
topovl.ru :. Золотые звёзды тихоокеанцев :. Гаджиев Магомет Имадутинович (Золотые звёзды тихоокеанцев)