Последние, по наименованиям, от администрации города Владивостока.
Адмирал флота, главнокомандующий Военно-Морским Флотом, заместитель министра обороны СССР.
Молодой черноморский штурман был переведен на Тихоокеанский флот в 1932 г. командиром сторожевика. Вскоре Горшков переходит на эсминец.
В 1937 г. С.Г. Горшков возглавляет уже штаб бригады эскадренных миноносцев, а через год и саму бригаду. В годы войны был на Черноморском флоте.
В 1955 г. командующий Черноморским флотом был назначен заместителем министра обороны СССР и главнокомандующим Военно-Морским Флотом.
Звание Героя Советского Союза присуждено в 1965 г.
Комсомолец Сергей Горшков, окончив школу, поступил на первый курс физмата Ленинградского университета. Но Ленинград - город у моря, город революционной славы русских моряков. Он способен всколыхнуть в молодой душе то, что вызревало долго и исподволь. После первого курса студент Горшков пришел в райком комсомола и попросил направить его в военно-морское училище.
Так он стал курсантом Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе - старейшего учебного заведения страны.
Нелегкий путь избрал себе коломенский комсомолец. Но двигался по нему уверенно и твердо. В 1931 г. выпускник училища Горшков получил назначение штурманом на черноморский эсминец "Фрунзе".
В ту пору народ успешно выполнял первый пятилетний план. Разворачивалось и строительство военно-морского флота. Со стапелей сходили торпедные катера, первые советские сторожевые корабли. Укреплялись и отдаленные морские рубежи. В 1932 г. началось формирование военно-морских сил Дальнего Востока. Туда, на Тихий океан, на должность командира сторожевика и был переведен молодой черноморский штурман.
Назначение командиром корабля, пусть даже небольшого, - знаменательное событие в жизни каждого моряка. Здесь проходит он ни с чем не сравнимую школу самостоятельности, развивает навыки мореплавателя, руководителя боевого коллектива. И не удивительно, что командир сторожевого корабля Сергей Горшков вскоре перешел на ходовой мостик эсминца.
Темпы, которыми рос флот, ускорялись. И так же быстро росли люди. В 1937 г. Сергей Георгиевич Горшков возглавляет штаб бригады эскадренных миноносцев, а через год уже принимает и саму бригаду. На этой должности и довелось ему отчетливо почувствовать горячее дыхание войны. Начались события у озера Хасан. И хотя флот не участвовал в боях, но его корабли обеспечивали воинские перевозки, эвакуацию раненых. И то, что все это происходило в напряженном ожидании возможных ударов с моря, накладывало неизгладимый отпечаток на мироощущение моряков, способствовало их возмужанию...
Таким был путь, который снова привел тридцатилетнего капитана I ранга Горшкова на Черноморский флот, где он стал командиром бригады крейсеров...
21 сентября 1944 г. из Севастополя в осажденную Одессу вышли крейсеры "Красный Кавказ", "Красный Крым" и эскадренные миноносцы "Безупречный" и "Бойкий". Кубрики кораблей были до отказа заполнены десантниками - бойцами 3-го Черноморского полка морской пехоты. Командовать высадкой десанта было поручено Горшкову.
А за семь часов до этого ушел эсминец "Фрунзе". Он спешил доставить в Одессу руководителя всей операции контр-адмирала Льва Анатольевича Владимирского. С его прибытием оттуда должны были направиться к селу Григорьевке канонерская лодка, буксир, катера и баркасы. Им предстояло встретиться с подходящими из Севастополя кораблями и обеспечить высадку десантников.
Командир бригады крейсеров был готов ко всяким неожиданностям. Но радиограмма, которую он получил около 23 часов, несла весть, хуже которой не придумаешь: эсминец "Фрунзе" потоплен пикировщиками у Тендровской косы, судьба Владимирского неизвестна. И ответственность за исход операции в таком случае полностью ложилась на Горшкова.
Мало времени для размышлений оставалось у комбрига. Какое принять решение? От этого зависели сотни человеческих жизней и ход дальнейших боев за Одессу. И комбриг приказал открыть огонь по первому прибрежному рубежу неприятельской обороны. Над морем взметнулись слепящие вспышки, прокатился могучий грохот залпов. Началась высадка десанта, а через час из темноты возникли силуэты судов. Это приближался одесский отряд.
Через несколько минут, к радости комбрига, на мостик "Красного Кавказа" поднялся Владимирский.
С прибытием высадочных средств дело пошло быстрее. К 5 часам утра десантники высадились без потерь и вели уже бой на берегу, а корабли взяли курс на Севастополь...
В октябре 1941 г. контр-адмирал С.Г. Горшков принял командование Азовской военной флотилией. К тому времени обстановка на Азовском море сложилась трудная: гитлеровцы вышли на северное побережье, захватили Ростов-на-Дону, Таганрог, Мелитополь, а от азовцев требовалось не ослаблять боевых действий на море, оказывать надежное содействие Южному фронту на северных берегах и войскам 51-й отдельной армии на юго-западном побережье.
Во второй половине декабря пришел приказ готовиться к крупной десантной операции, вошедшей в историю под названием Керченско-Феодосийской. Она предусматривала овладение Керченским полуостровом и создание предпосылок для освобождения Крыма. Кроме того, она должна была отвлечь часть сил противника от осажденного Севастополя. Замысел был смел: силами Черноморского флота, Керченской военно-морской базы и Азовской флотилии внезапно высадить армейские части на северный, южный и восточные берега полуострова, а основные силы - в занятый врагом Феодосийский порт.
Времени на подготовку было мало, мешали лед, сковавший воду у берегов, осенние шторма, недостаток топлива. А тренировки были очень нужны! Ведь основные силы флотилии составляли суда, еще недавно плававшие под торговым флагом. Мужество и боевой порыв их экипажей не всегда могли компенсировать недостаток опыта. Но отсрочка была немыслима.
И вот к 25 декабря в Темрюкский залив стали стягиваться корабли. Здесь находился основной пункт посадки войск. В этот день, как было намечено, пять корабельных отрядов выходили в штормовое море. Высадка была назначена на следующие сутки.
...Тревожные донесения стекались на командный пункт в эту бессонную ночь. Шторм не дает развить заданную скорость, суда потеряли друг друга из виду. Волна и ветер обрывают с буксиров баржи, сейнеры и шлюпки... К берегу подойти мешает припай... Береговые батареи врага открыли огонь...
День, ночь, снова день. Все сливается в одни бесконечные сутки.
Пришли первые успехи: захватили плацдарм бойцы, доставленные капитаном В. Грозным, и новые тревоги - авиация противника висит над нашими кораблями.
29 декабря черноморцы ворвались в Феодосию и заняли ее. Но для азовцев операция продолжалась. В ходе ее они высадили шесть с лишним тысяч бойцов и командиров, танки, артиллерию и боеприпасы. До 5 января они перевозили войска морем, пока не замерз Керченский пролив и не установилась ледовая дорога с Тамани.
Активные действия азовцев не прекратились и зимой, когда море сковал лед. Приказом командующего были созданы штурмовые отряды из самых выносливых моряков-добровольцев, овладевших тактикой сухопутного боя.
Весной 1942 г. корабли снова вышли в боевые походы поддерживать приморские фланги наших войск, топить на вражеских коммуникациях суда, ставить минные заграждения. Флотилия пополнилась сторожевыми и торпедными катерами, бронекатерами, монитором, авиацией.
Но к августу в руках врага оказалось почти все побережье Азова, и корабли флотилии лишились последних баз. В конце месяца часть из них прорвалась через Керченский пролив в Черное море, а сухопутные части флотилии продолжали сражаться на Таманском полуострове. Азовская флотилия жила! Но на ее командующего легли дополнительные обязанности.
20 августа контр-адмирал Горшков был назначен заместителем командующего 47-й армией и только что созданного Новороссийского оборонительного района.
2 сентября на него было возложено непосредственное руководство обороной Новороссийска.
Через три дня начались уличные бои. Город был отрезан от главных сил армии. Перед сражавшимися в нем частями, состоявшими главным образом из морских пехотинцев, стояла задача во что бы то ни стало задержать наступавшего противника. И они с непостижимым для врага упорством дрались за каждую улицу, каждый квартал. Некоторые дома по нескольку раз переходили из рук в руки.
В ходе боев враг занял большую часть Новороссийска, но дальше продвинуться не смог. Моряки выполнили возложенную на них задачу.
14 октября 1942 г. Азовская флотилия была расформирована и создана вновь только 3 февраля 1943 г. Она снова начала активные действия на море, высаживала десанты на занятое врагом побережье и поддерживала наступавшие войска Южного и Северо-Кавказского фронтов.
2 июня 1944 г. "Правда" в передовой статье так оценила действия азовцев и военное искусство их командования: "Десантные операции Азовской военной флотилии под Темрюком, Таганрогом, Мариуполем, Осипенко, содействовавшие Красной Армии в ее наступательных боях, показали высокое мастерство наших офицеров, отличную выучку и моральную стойкость рядовых бойцов. Четкая организованность, гибкое и непрерывное управление, умелое применение тактики маневрирования во всех операциях, помноженное на высокую морально-политическую стойкость личного состава, - вот что решает успех дела и приносит заслуженную славу советским морякам".
Когда появились эти строки, Сергей Георгиевич находился уже далеко от Азовского моря, там, где готовились новые наступательные сражения. Позже он вспоминал об этом: "Учитывая, что перед левым флангом наших войск находились такие труднодоступные водные рубежи, как Днестровский лиман шириною до 10-12 километров, а далее река Дунай с многочисленными рукавами, где у противника были крупные речные силы, было решено создать советскую Дунайскую военную флотилию. Она должна была содействовать войскам в наступлении при освобождении Молдавии и при действиях советских войск в бассейне Дуная.
Организация Дунайской военной флотилии была поручена мне... 15 апреля 1944 г. меня уведомила об этом директива начальника штаба Черноморского флота...
К 22 апреля формирование Дунайской военной флотилии в основном было закончено. Члены Военного совета, группа офицеров штаба и Политотдела в этот день уже прибыли в Одессу и развернули здесь необходимую работу по управлению частями и организации базирования кораблей.
К 25 апреля все корабли, части флотилии и ее личный состав были готовы к перебазированию и сосредоточены в пунктах отправки: в Ростове-на-Дону, Темрюке, Ейске, Мариуполе, Новороссийске, на Таманском полуострове, на станции Приморско-Ахтарской. Учитывая малую мореходность речных кораблей, передислокацию их в район Одессы решено было осуществить в основном железнодорожным транспортом.
Непосредственная подготовка Дунайской флотилии к участию в боевых действиях по освобождению советской Молдавии началась о первой половине августа 1944 г. Ставка Верховного главнокомандования директивой от 2 августа приказала командующим 2-м и 3-м Украинскими фронтами подготовить и провести операцию по уничтожению основных сил группы армий "Южная Украина" в районе Яссы, Кишинев, Бендеры и в дальнейшем развернуть наступление на Фокшани, Галац, Измаил. Замысел операции предусматривал на Приморском направлении форсирование Днестровского лимана...
Подготовка к операции была закончена к исходу дня 20 августа 1944 г.".
В ночь на 24 августа командующий направил часть кораблей с десантом под Жебриени - важный опорный пункт врага, прикрывавший подступы к дунайской дельте, а сам с основными силами флотилии на малом "охотнике" двинулся к килийскому гирлу Дуная.
Поддержанные кораблями и авиацией Черноморского флота, катера ворвались в гирло. В 9 часов утра завязался бой за Вилково - первый речной порт на пути дунайцев. Десант, сформированный из экипажей катеров, высадился на берег и захватил город, уничтожил переправу, которую навел отступавший с восточного берега противник.
Так началось победное шествие моряков вверх по Дунаю. Шествие это было отнюдь не парадным. Временами каждый километр приходилось преодолевать с боем. Громя вражеские переправы, обеспечивая переправу своих войск, помогая огнем с реки частям 3-го Украинского фронта, высаживая многочисленные тактические десанты, флотилия в октябре подошла к Белграду. Дунайцы вступили в сражение, которое войска 2-го и 3-го Украинских фронтов вели за освобождение югославской столицы.
Путь катеров лежал по извилистым и непостоянным фарватерам. К тому же река была плотно нашпигована немецкими минами. И не только немецкими...
Сам Сергей Георгиевич рассказывал об этом так:
"В один из осенних дней 1944 г. я прибыл в Белград и встретился с товарищем Тито. Он сообщил мне, что угля в городе оставалось всего на сутки.
- Не смогут ли помочь советские моряки? Уголь есть в городе Смедерево, на берегу Дуная. Но как его доставить в Белград? Дунай на значительном участке заминирован, - сказал товарищ Тито.
Я ответил, что мы постараемся помочь жителям Белграда. Моряки советских тральщиков в боевом содружестве с экипажами югославских и болгарских кораблей под командованием капитана III ранга Г.Н. Охрименко (за этот подвиг ему было присвоено звание Народного Героя Югославии) бесстрашно уничтожили мины, расчистили фарватеры и вовремя доставили в освобожденный город уголь для электростанции. При этом на минах погибло несколько судов. Кто же поставил эти мины? Немцы? Нет!
Это сделала британская авиация, хотя враг уже отступил на запад.
Наши союзники поставили вдоль Дуная 2502 мощные магнитные мины, каждая из них могла без труда подорвать и крейсер. Английские самолеты заминировали Дунай...
В Белграде находились английские офицеры связи. С одним из них мне пришлось встретиться.
"Как мы должны понимать эти действия союзного командования? - спросил я его.
- Видите ли, сэр, - растерянно отвечал он, - я не могу обсуждать проблемы, которые находятся в компетенции адмиралтейства. Лично мне, конечно, неловко перед вами, перед русским флотом..."
15 декабря в разгар боев за Будапешт вице-адмирал Горшков получил приказ прибыть в Севастополь и принять командование эскадрой - основным корабельным соединением Черноморского флота.
А. Кузовкин, А. Макаров
topovl.ru :. Золотые звёзды тихоокеанцев :. Горшков Сергей Георгиевич (Золотые звёзды тихоокеанцев)