Последние, по наименованиям, от администрации города Владивостока.
Капитан III ранга, командир первого подводного ракетоносца.
В тяжелых условиях находится ракета в шахте подводного корабля: на нее воздействуют и окружающая среди, и вибрация от работающих механизмов, и качка, и сотрясения от ударов волн, и многое другое, чему подвергается лодка в море. С этой целью и было принято решение провести дальний поход подводного ракетоносца.
Перед участниками испытаний была поставлена задача подвергнуть ракеты максимальному воздействию различных сопутствующих плаванию факторов, выполнить необходимые наблюдения, измерения и провести пуски ракет.
За выполнение этого задания Гуляеву И.И. было присвоено звание Героя Советского Союза.
Ракетную подводную лодку можно сравнить с гигантской двухступенчатой ракетой, у которой первой ступенью, носителем, является сам корабль, а второй - собственно ракета. Стартовав от пирса, носитель выходит на свою океанскую орбиту, откуда в любой момент может быть произведен запуск ракеты. При этом ракета должна длительное время сохранять свои летно-технические характеристики и быть безопасной для личного состава и корабля в целом.
Эти новые в практике ракетостроения боевые качества морских ракет необходимо было подтвердить, испытав их в реальных условиях эксплуатации. Было принято решение провести дальний поход подводного ракетоносца под командованием капитана III ранга Гуляева Ивана Ивановича.
Для непосредственного обеспечения работ с ракетами была назначена специальная стартовая команда.
Сложность предстоящего похода заключалась для испытателей не только в отсутствии какого-либо опыта подобных испытаний, но и в самой постановке задачи: с одной стороны, необходимо было подвергнуть ракеты жесткой проверке, а с другой - не допустить аварийной ситуации. И хотя испытатели не сомневались в надежности ракет, они знали, какая разрушительная сила в них таилась, и отчетливо представляли, что могло произойти при аварии.
Полнота испытаний зависела от того, насколько условия их проведения будут близки к условиям боевого похода во всем их разнообразии. С учетом этого группой участников испытаний были разработаны маршрут похода, режим плавания, организация испытаний.
Многие положения, правильность которых была подтверждена в походе, впоследствии легли в основу наставлений, регламентирующих действия личного состава при нахождении ракет в шахтах подводной лодки.
Придавая большое значение предстоящему походу, Главнокомандующий Военно-Морским Флотом СССР лично проверил ход подготовки к испытаниям. Им были заслушаны доклады председателя Государственной комиссии, командира подводной лодки, Главного конструктора ракетного комплекса и после детального рассмотрения одобрены и утверждены мероприятия по обеспечению испытаний.
Проводить подводную лодку в море прибыли ученые и конструкторы, работающие в области ракетостроения. Среди провожающих был Главный конструктор. Тепло прощаясь с испытателями и желая им счастливого плавания, он сказал: "Будьте уверены, действуйте смело, если что-нибудь случится, мы вас одних не оставим!" А спустя несколько лет, вспоминая об этом походе, он скажет: "Эти люди рисковали тогда своей жизнью!".
В августовский полдень был дан старт беспримерному плаванию. Подводный ракетоносец вышел в море. Внешне он мало чем отличался от обычной подводной лодки, но высокая и длинная, чуть скошенная сзади рубка придавала ему стремительный вид. Это было большим достижением наших кораблестроителей: разместить огромные шахты и сохранить установившиеся архитектурные формы подводной лодки.
С первого же дня началась круглосуточная вахта операторов стартовой команды. Их было четверо: Константин Абросимов, Анатолий Кузнецов, Николай Толстов, Анатолий Юшков. Эти молодые офицеры, специалисты новой флотской профессии ракетчиков, находясь днем и ночью у ракетных шахт, обеспечивали режим хранения ракет, наблюдали за их состоянием и проводили периодически проверки с включением бортовой аппаратуры.
Они первыми должны были принять меры в случае возникновения аварии с ракетами и предупредить ее последствия. От их решительных действий зависела безопасность личного состава корабля. Одно неправильное действие в такой ситуации могло привести к резкому усложнению обстановки.
Испытатели были готовы ко всему. Когда однажды появилось сомнение в исправности одного узла на ракете, ведущий конструктор вместе с одним из испытателей открыли лаз и влезли в шахту. Втиснувшись в узкий зазор между корпусом шахты и ракетой, они произвели тщательный осмотр этого узла и убедились в его нормальном состоянии. Можно было продолжать испытания. Но если бы неисправность подтвердилась и при осмотре создалась аварийная ситуация, то выбраться им из шахты было бы трудно, а может быть, и невозможно. Зато, когда по возвращении из похода был поднят вопрос о состоянии упомянутого узла и выдержала ли ракета в связи с этим длительную транспортировку, то испытатели дали утвердительный ответ: "Узел исправен, ракеты испытания выдержали!".
Испытания продолжались. Обширная программа требовала проведения целого ряда экспериментов. Подводная лодка ходила на различных режимах, чтобы воссоздать те условия, которые могут быть в боевой обстановке. Люди не щадили себя, зная, во имя чего это делается. Но особенно памятны им сентябрьские штормовые дни.
Подводная лодка, в отличие от надводного корабля, может уйти от шторма, погрузившись на глубину. Но в этом походе командир искал бури, ибо, только испытав ракеты в ее условиях и убедившись в их надежности, испытатели могли обрести покой.
Сыграна тревога. Ракетоносец всплывает на поверхность, чтобы вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией. Шторм девять баллов. Горизонта не видно даже с высокого ограждения рубки. Все закрыли лавинообразные волны, которые сразу начали бросать лодку. Но она не уклоняется от их ударов, а наоборот, испытывает их силу со всех направлений.
Меняются курс и скорость хода. Лодка идет вразрез волне, и тогда ее форштевень зарывается в воду. Массы студеной воды с грохотом обрушиваются па палубу, давят своей тяжестью, заливают рубку и всех, кто находится на мостике. Но лодка снова подымается над волной, сбрасывает с себя воду и идет навстречу новой волне. Затем она поворачивает на другой курс, подставляя под удар борт, и теперь волны стеной наваливаются на нее сбоку, пытаясь опрокинуть. В отдельные моменты крен достигает 45о градусов. А на каждом галсе необходимо произвести запись на приборах необходимых параметров. Совершив полную циркуляцию и испытав натиск волн со всех сторон, подводная лодка ложится на генеральный курс и продолжает идти в надводном положении.
Пять суток длился этот поединок человеческого разума, воплощенного в конструкцию ракеты и ее носителя, с морем. Техника и люди оказались сильнее сил стихии, они выдержали это испытание.
Потом ракетоносец ушел в высокие широты, туда, где до этого еще не плавали наши лодки.
За время плавания было пройдено много тысяч миль. Условия испытаний были разнообразными и напряженными. В этом была большая заслуга командира И.И. Гуляева, который настойчиво добивался усложнения обстановки в походе, понимая, что с проведением каждого эксперимента все меньше остается неясных мест в характеристике ракеты и все больше укрепляется вера в ее надежности.
Он принимал смелые решения и шел на риск потому, что верил в новое оружие и стремился испытать его так, чтобы у тех, кто поведет подводные ракетоносцы в боевой поход, не было никаких сомнений.
Все участники испытаний своими самоотверженными действиями обеспечили выполнение этого сложного, опасного и исключительно важного, но своим последствиям задания. Пример стойкости и выдержки, высокой профессиональной подготовки и чувства ответственности показывали в походе военные моряки В. Коробов, И. Балашов, С. Бондин, И. Майоров, А. Агапов, Ю. Степанов, М. Панов, А. Мерзляков, И. Горячев и другие товарищи.
При возвращении в свои воды были произведены пуски ракет с успешными результатами.
Дальним походом и стрельбой была "экспериментально подтверждена возможность боевого использования ракет с сохранением летно-технических характеристик после длительной транспортировки в полностью снаряженном состоянии на подводной лодке при различных условиях плавания... и безопасность ракет для личного состава подводной лодки".
Государственная комиссия в своем заключении отметила, что "впервые получен ряд важных экспериментальных данных, необходимых для дальнейшей разработки ракетного оружия и кораблей - носителей этого оружия, а также получен опыт эксплуатации систем и устройств, входящих в комплекс ракетного оружия".
Эти слова явились высокой оценкой не только надежности новой боевой техники, но и самоотверженного труда советских людей: тех, кто ее создал, и тех, кто ее испытал и заложил основы использования.
А. Запольский
topovl.ru :. Золотые звёзды тихоокеанцев :. Гуляев Иван Иванович (Золотые звёзды тихоокеанцев)