Последние, по наименованиям, от администрации города Владивостока.
Капитан-лейтенант, командир отряда торпедных катеров Северного флота.
Анатолий Кисов родился 18 января 1916 г. в городе Курске в семье рабочего. Окончив 9 классов, в 1935 г. по путевке Курского обкома ВЛКСМ он был направлен на учебу в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе.
После окончания учебы с 1940 г. по 1944 г. служит командиром торпедного катера на Тихоокеанском флоте.
В 1944 г. прибыл на Северный флот. Командуя торпедным катером, а позднее отрядом катеров, Кисов за один год войны потопил несколько транспортов и сторожевых кораблей, тральщик и миноносец противника. Катера под его командованием участвовали в минных постановках и высадках десантов. Атаки Кисова отличались настойчивостью, высоким искусством маневра. Он смело шел на сближение с численно превосходящими силами врага, нападал на неприятельские корабли и в дневное и в ночное время.
5 ноября 1944 г. Анатолий Иванович Кисов удостоен звания Героя Советского Союза.
Выше среднего роста, атлетического телосложения, с открытым, ясным взглядом, капитан-лейтенант Анатолий Иванович Кисов по праву пользовался славой отличного моряка, храброго воина, умелого командира. За один только год войны его катер потопил несколько фашистских транспортов и сторожевых кораблей, тральщик и миноносец. Почти ни из одного поиска он не возвращался без победы.
Очень часто Кисову приходилось выполнять боевые задания в паре с другим отважным катерником - старшим лейтенантом Иваном Желваковым. В соединении знали об их дружбе. Капитан I ранга Кузьмин видел в каждом из них способного офицера. Обычно командир соединения поручал Кисову и Желвакову наиболее ответственные задания. Наверное, поэтому друзья оказались в море и в тот памятный день...
У человека, впервые попавшего в Заполярье, смешиваются такие простейшие понятия, как день и ночь. Когда катера, один из которых вел Кисов, а другой - Желваков, отходили от пирса, по часам полагалось быть ночи, а на самом деле вовсю светило солнце.
Катера развернулись в строй фронта и пошли на значительном расстоянии друг от друга: так было удобнее вести поиск, сектор обзора намного увеличивался.
Вскоре сигнальщик флагманского катера доложил:
- Прямо по носу дым!
Пригляделись. Сигнальщик не ошибся: вдали темной струйкой поднимался к небу дым. Прибавили ходу, прошли еще немного. Вскоре стал вырисовываться силуэт неизвестного корабля. За ним появился второй, затем третий. И вот уже на горизонте стала видна четкая цепочка вражеского конвоя.
Численное превосходство противника было очевидно. Но недаром живет среди советских воинов лихая поговорка: "Врагов не считают - их бьют". По команде Кисова катера подошли друг к другу и встали борт о борт.
Разговор у друзей на этот раз был короткий...
Расстояние до вражеских кораблей быстро сокращалось. 50... 30... 20 кабельтовых.
У фашистов тревога. Они уже поняли, что им грозит: немецкие моряки были наслышаны о дерзких атаках советских торпедных катеров. С кораблей раздались первые поспешные залпы. Открыла огонь береговая батарея врага. Ее орудия тяжело ухали вдали, а разрывы снарядов, казалось, образовали сплошную непроходимую завесу на подходах к конвою.
За кормой у катеров стали развертываться гигантские дымовые шлейфы. Густые, непрерывно клубящиеся, словно кипящая пена, они могли быть надежным укрытием для атакующих катеров, если бы находились впереди них. Однако сейчас дым оставался позади, за кормой - его спасительная завеса предназначалась для того момента, когда катера, завершив атаку, начнут отходить.
На катере Кисова загорелась цистерна с горючим. Катер Желвакова получил несколько пробоин. Но оба продолжали атаку. Повреждения по мере возможности устранялись на ходу, под огнем.
Оба катера выстрелили почти одновременно - настолько командиры действовали слаженно и, как говорится, чувствовали локоть друг друга. Торпеды едва успели погрузиться в воду, а катера уже начали отход. Надо было быстрее спрятаться в клубах дыма и уйти из-под прицельного огня.
Как всегда, удар друзей оказался точным. Из четырех выпущенных ими торпед три попали в цель. Правый сторожевик буквально взлетел на воздух, а затем обломки его упали в воду и исчезли в волнах - двух торпед для такого корабля более чем достаточно. Левый получил удар в носовую часть и быстро начал тонуть.
- Ну, теперь полным ходом до дому, до базы, - удовлетворенно сказал боцману Кисов, когда катер, прорезав дым, сразу оказался вне огня противника.
- Кисов... Кисов... Я Желваков, - услышал неожиданно Анатолий знакомый, но какой-то изменившийся голос друга. - Я Желваков... Сними команду... Сними команду...
Катер Кисова снова развернулся на 180 градусов, снова прорезал дымовую завесу и вышел на чистую воду на виду у врагов. Вышел для того, чтобы спасти друга.
Катер Желвакова стоял недвижимо, не успев скрыться за дымовой завесой. Позже Кисов узнал, что произошло: в последний момент на отходе катер получил три прямых снарядных попадания.
Не сбавляя хода, Кисов повел свой катер в обход катера Желвакова и включил дымовую аппаратуру. Большая дугообразная стена дыма встала между катером Желвакова и наседавшими на него фашистскими кораблями.
Остальное было минутным делом. Кисов подошел к борту поврежденного катера и скомандовал:
- Всем перейти ко мне.
Последним покидал свой корабль Желваков... Одинокий катер с двумя командами на борту полным ходом шел в базу, когда три фашистских самолета настигли его.
- Воздух! - тревожно прозвучала команда. - Самолеты противника на курсовом...
Кисов хмуро посмотрел вокруг, как бы ища выход из создавшегося положения. Ни облачка, ни дыминки. Светло, почти безветренно. И три точки в ясном небе над горизонтом. Как раз против солнца.
- Заклюют, сволочи, - произнес Желваков. - Надо подмоги просить.
- Придется, - согласился Кисов и наклонился к переговорной трубе. - Радист, передайте на командный пункт: "Атакован самолетами. Прошу авиационной поддержки".
Самолеты пошли в атаку сразу, не производя лишних маневров, не обращая внимания на яростный огонь катерников. Они с ревом пикировали на быстро несущийся по морю корабль, посыпали его горячим свинцовым градом. Уже после первого захода на катере вышли из строя две пушки. Два комендора были убиты.
Фашистские самолеты атаковали все злее и злее. Они пикировали на изрешеченный пробоинами, несколько раз загоравшийся катер.
Но ничего не могли с ним поделать. Катер жил, боролся и упорно шел к своим берегам.
Пулеметные очереди катера и самолетов сливаются в общей сухой и отрывистой трескотне. Пули прошивают обшивку катера. Но и один самолет на этот раз не ушел от возмездия. "Фокке-Вульф-190", прервав атаку, круто отвалил в сторону и, оставляя за собой густой дымный след, пошел к берегу.
- Кажется, подбили! - не выпуская из рук штурвала, закричал Желваков.
Однако два других самолета продолжали атаки до тех пор, пока не показалась шестерка советских истребителей.
Кисов посмотрел на часы. Жестокая схватка катера с самолетами продолжалась 16 тяжелых, смертельно опасных минут.
На следующий день дивизионный механик, встретив Кисова и Желвакова в кают-компании, спросил:
- Знаете, друзья, сколько пробоин принесли вы на своей посудине?
- Сколько?
- Триста пятьдесят две. Небывалое дело.
Через несколько дней друзья снова выходили в море - Кисов на своем испытанном катере-ветеране, а Желваков на вновь принятом корабле...
А. Воронцов
topovl.ru :. Золотые звёзды тихоокеанцев :. Кисов Анатолий Иванович (Золотые звёзды тихоокеанцев)