Последние, по наименованиям, от администрации города Владивостока.
Капитан, штурман минно-торпедного авиаполка Северного флота.
Служил на Тихоокеанском флоте, в годы войны переведен на Северный флот. Совершил 102 боевых вылета, потопил пять транспортов противника, танкер и сторожевой корабль; его экипаж уничтожил 11 вражеских самолетов на аэродромах. За мужество и отвагу Ю.П. Кочелаевскому присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Штурман Юрий Петрович Кочелаевский прославился на Северном флоте как мастер торпедных атак и бомбовых ударов по врагу. Он летал на самолете ДБ-3Ф в экипажах лейтенанта В.П. Балашова, капитана Г.Д. Поповича, капитана С.А. Макаревича и других. Его меткие, неотразимые удары не раз чувствовали на себе подлые фашисты...
В апреле-мае 1942 г. на Мурманском направлении была напряженная обстановка. На земле и в небе полыхал огонь. Авиаторы-североморцы делали по нескольку вылетов в день. Истребители вели жаркие схватки с большими группами самолетов гитлеровцев, пытавшихся бомбить Мурманск, Полярный, наши корабли, аэродромы. Бомбардировщики "обрабатывали" войска и технику фашистов на сухопутном фронте.
Высокую точность ударов показывали штурманы-тихоокеанцы Гавриил Иошкин, Виктор Теплов, Иван Жихарев, Василий Гапенко. Особенно отличался экипаж лейтенанта Вячеслава Павловича Балашова. Штурман звена, тихоокеанец, лейтенант Кочелаевский, летавший с Балашовым еще в мирное время, считался в нашей эскадрилье снайпером бомбардировочных ударов. В боевой обстановке полностью раскрылось его мастерство бомбометания по малоразмерным, точечным целям. Ни шквал зенитного огня, ни атаки истребителей противника не сбивали его с боевого курса.
Каждый день рос боевой счет экипажа - уничтоженные зенитные и минометные батареи, танки и автомашины, сбитый истребитель Ме-109.
Отличительной чертой коммуниста Юрия Кочелаевского было то, что он никогда не переставал учиться, осваивать боевой опыт, неиссякаемое творчество, находчивость и мужество даже в самых сложных обстоятельствах боя никогда не покидали отважного штурмана. Хладнокровие, высокое воинское мастерство проявил Кочелаевский в боях с фашистами.
В третьей декаде июня 1943 г. Юрий Кочелаевский повел на удар по кораблям противника группу торпедоносцев. Его командиром в том полете был Сергей Макаревич. Вражеский конвой шел в сопровождении двух эсминцев и десятка других кораблей. Двадцать истребителей прикрывали их с воздуха. Макаревич и Кочелаевский сознавали, что вступают в спор со смертью. Но отважные североморцы, коммунисты были полны решимости добиться победы любой ценой.
Макаревич и Кочелаевский избрали своей целью транспорт водоизмещением в 10 000 тонн. Они с ходу через пелену дождя ворвались в середину конвоя, в самую гущу огня, в самое пекло. Истребители противника проморгали выход в атаку советских летчиков. В зоне зениток они не атаковали торпедоносцы. Ждали их выхода с противоположной стороны кораблей. Преодолевая сплошную завесу огня, самолет, управляемый Макаревичем, Кочелаевским, воздушными стрелками Вошинским и Андрейчуком, уверенно шел на цель.
Их пример увлекал ведомых летчиков. Они, невзирая на свинцовую метель, решительно шли в атаку.
Вот уже самолет Кочелаевского проскочил над вражеским эсминцем и сторожевиком. Теперь огромный, низко сидящий в воде транспорт был совсем рядом. Но Кочелаевский не спешил. Он знал, что тут промашки не должно быть. И как только до цели оставалось минимальное расстояние, он сбросил торпеду.
Взрыв торпеды Кочелаевского решил судьбу транспорта. Ведомые потопили еще один сухогруз. В зоне зенитного огня все машины получили повреждения. Одна наша машина, объятая пламенем, упала в море и взорвалась. Погиб экипаж героических морских летчиков.
Едва торпедоносцы отошли от конвоя, как на них набросились "мессершмитты". Воздушные стрелки, а при возможности и штурманы, открыли сильный огонь по стервятникам.
Когда после второй атаки четырех "мессершмиттов" фашисты вывели из строя на торпедоносце Макаревича один мотор, воздушный стрелок Вошинский прибегнул к хитрости: он решил не открывать огня с большой дистанции, а подпустить врага поближе. Один из "мессершмиттов" почти вплотную подошел к его самолету. Но в эту же секунду длинная стальная очередь хлестнула ему в мотор. Вошинский не жалел патронов. Подбитую машину фашист хотел вывести из атаки и круто взмыл вверх. Но, она встала почти в вертикальное положение. Еще две длинные очереди стрелка резанули ее вдоль и поперек мотора и плоскости. "мессершмитт", вспыхнув словно огромный костер, горящим факелом полетел в море.
Второго "мессершмитта" сбил Юрий Кочелаевский, когда тот, не рассчитав свою скорость и маневр, выскочил вперед и завис перед торпедоносцем. Три очереди, посланные штурманом, решили исход боя. Этого "мессершмитта" скрыли волны Баренцева моря. Агрессивный настрой врага был укрощен. Оставшаяся пара "мессершмиттов"; атаковала наши машины пассивно и вскоре прекратила их преследование. Боевая задача выполнена. Самолеты возвращались с победой на базу.
Ничто не останавливало отважного штурмана в борьбе с лютым врагом. Прорваться сквозь любые преграды, подойти к противнику как можно ближе и бить по нему наверняка - такой стиль боевой работы был у Юрия Кочелаевского.
Накануне Дня Военно-Морского Флота, 21 июля 1943 г. авиаторы-североморцы совершили дерзкий налет на Вардё. Ответственность за своевременность и точность выхода группы самолетов на цель, эффективность удара ложилась на ведущих штурманов. Нужны были опытнейшие навигаторы-бомбардиры. Выбор пал на уже прославленных в Заполярье мастеров своего дела штурманов-торпедоносцев Геннадия Сидоровского и Юрия Кочелаевского.
На стоянке самолетов, на бомботаре были развешаны небольшой плакат и карта. На них изложен замысел удара по кораблям на Вардё. Проложен маршрут, показан боевой порядок, обозначены высоты и направления заходов пикирующих на удар бомбардировщиков, торпедоносцев, прикрытие своих истребителей. Все рассчитано до секунд.
Экипажам также были розданы фотоснимки Вардё, сделанные утром того же дня самолетом-разведчиком. На них были обозначены зенитные батареи, охраняющие порт, расположение транспортов и боевых кораблей. Казалось, все расписано и учтено до тонкостей. Но главное было впереди. Это понимали все экипажи. Надеялись на флагштурманов Сидоровского, Кочелаевского и на себя...
Сигнал ракеты взбудоражил аэродром. Минуту назад замаскированные, скрытые в капонирах самолеты ожили. На десятках их заработали моторы. Диски светящихся от вращения винтов напоминали готовность к взлету грозных машин.
Первыми поднялись в воздух шесть торпедоносцев. Их повели летчики Александр Шемяки, Семен Литвинов, Иван Гусев, Вячеслав Балашов, Георгий Керницкий, Алексей Величкин. Уверенно покладывали путь к цели Кочелаевский и Сидоровский. За ними стартовали тринадцать пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Стремительно ушли за ними восемнадцать дальних истребителей Пе-3. Их задача - прикрыть свои группы от атак вражеских истребителей.
В воздухе все шло как было разработано на земле. Группа торпедоносцев и пикировщиков, прикрываемая истребителями, под ураганным огнем батарей противника прорвалась в узкую горловину залива.
Кочелаевский избрал самый крупный транспорт и повернул самолет на него. Дистанция сокращалась с каждой секундой, а зенитный огонь усиливался. Фашисты били не только из орудий и автоматов, но и из пулеметов.
Вот уже слева и справа идущие пары торпедоносцев сбросили торпеды по транспортам, а самолет Кочелаевского идет и идет. Штурман решил подойти к самому транспорту и бросить торпеду наверняка. Машина флагмана стремительно приближалась. Гитлеровцы на палубе заметались. "Время", - подумал Кочелаевский и сбросил торпеду в упор. Взметнулись пламя, дым, в воздух поднялись обломки. Стрелок-радист Михаил Бадюк зафиксировал этот взрыв на пленку. Судьба транспорта водоизмещением в 6000 тонн была решена.
После выхода торпедоносцев из зоны зенитного огня их яростно атаковали восемь "мессершмиттов". Группу наших пикирующих бомбардировщиков перехватили "фоккеры". Бой был на редкость ожесточенный. Вражеские стервятники стремились рассчитаться с североморцами за их смелый результативный удар. Наши экипажи отбили одну атаку, вторую, третью. "Мессершмитты" продолжали наседать, хотя уже их из восьми осталось только четыре. Балашов и его друзья энергично маневрировали. От перегрузок дрожал металл. Бадюк, экономя патроны, стрелял короткими очередями. Особо досталось экипажу и самолету, где летчиком был Иван Гусев. Он летел на изрешеченной машине. Погибли его боевые друзья штурман Эдуард Моцко, воздушные стрелки Борис Тараканов и Михаил Цветов.
Когда торпедоносцы ушли далеко в море, "мессершмитты", видя, что их атаки безрезультативны, отвернули и скрылись в сторону Норвежского берега...
Ощутительным был удар североморцев по кораблям в Вардё. Они повредили эсминец, взорвали и подожгли несколько транспортов, разрушили часть портовых сооружений, сбили десять вражеских самолетов.
Успешности этого полета во многом способствовали расчеты, мастерство и личный пример воздушного штурмана Юрия Кочелаевского.
Доволен был командир экипажа Герой Советского Союза Вячеслав Балашов работой своего штурмана. Высокий, стройный и на редкость скромный и тихий Юрий Кочелаевский настойчиво продолжал учиться, накапливая опыт неотразимых торпедных атак и бомбардировочных ударов, точных минных постановок, достоверных воздушных разведок.
Отважный штурман всегда смотрел вперед, был полон забот о завтрашнем дне, о трудностях, которые придется преодолевать его питомцам, о тех боях, которые потребуют еще большего мастерства. И это умение предвидеть помогало Кочелаевскому выходить победителем из самых сложных положений. Коммунист, гвардеец, штурман-герой Юрий Петрович Кочелаевский высоко нес боевую славу родного Северного флота.
Юрий Кочелаевский совершил 102 боевых вылета. Он участвовал в боевых действиях против немецко-фашистских захватчиков в составе 2-го гвардейского смешанного полка, 24-го минно-торпедного авиационного полка (в мае 1943 г. полку было присвоено звание - Гвардейский). Кочелаевский вылетал на бомбовые удары по военным объектам, аэродромам и портам противника. Вел воздушную разведку и постановку мин на дальних морских коммуникациях, сопровождал конвой судов в Баренцевом море. Он участник 24 торпедных атак, в ходе которых потоплены пять транспортов противника, танкер и сторожевой корабль. Его экипаж уничтожил одиннадцать вражеских самолетов на аэродромах.
За мужество и отвагу, проявленные в боях за Родину во время Великой Отечественной войны, за большой ущерб, нанесенный противнику, Ю.П. Кочелаевскому было присвоено звание Героя Советского Союза. Он был награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны I степени.
В. Минаков
topovl.ru :. Золотые звёзды тихоокеанцев :. Кочелаевский Юрий Петрович (Золотые звёзды тихоокеанцев)