Последние, по наименованиям, от администрации города Владивостока.
Капитан III ранга, командир дивизиона торпедных катеров Тихоокеанского флота.
Сергей Петрович родился в 1910 г. 25 сентября в городе Евпатории в семье рабочего. После школы работал на Харьковском тракторном заводе шлифовальщиком.
В 1931 г. Сергея Кострицкого призвали на военную службу на Черноморский флот. После окончания курсов командного состава по собственному желанию в 1938 г. прибыл на Тихий океан на должность командира торпедного катера.
Войну против империалистической Японии капитан III ранга коммунист Кострицкий встретил командиром дивизиона. Торпедные катера под его командованием высаживали десант морской пехоты в Расин (Rason), Оденцин (Odaejin), Гензан (Вонсан). Дивизионом торпедных катеров потоплено пять вражеских транспортов водоизмещением 41 тысячу тонн, сбит вражеский самолет.
За личное мужество, героизм и отвагу 14 сентября 1945 г. капитану III ранга Сергею Петровичу Кострицкому присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1931 г. Сергея Кострицкого призвали на военную службу на Черноморский флот. Хороша, красива матросская форма, но и служба морская не проста - далеко не каждому она приходится по душе. Имея среднее образование, Сергей Кострицкий мог досрочно демобилизоваться и продолжить труд, учебу. Но он остался на флоте. Остался для того, чтобы стать кадровым командиром. Его направили в Ленинград на специальные курсы командного состава. По окончании их Кострицкий по собственному желанию был направлен для прохождения дальнейшей службы на молодой Тихоокеанский флот. Во Владивостоке получил свое первое командное назначение - возглавил экипаж торпедного катера. Все последующие годы службы он отдал этим маленьким, но грозным для врага кораблям.
Сергей Петрович Кострицкий много и упорно работал над повышением своего военно-морского образования. В 1938 г. Кострицкий уже командовал звеном, а через год - отрядом.
В годы Великой Отечественной войны командир отряда внимательно следил за боевым опытом катерников действующих флотов и настойчиво внедрял его в боевую обстановку. Войну с Японией капитан III ранга Кострицкий встретил командиром дивизиона. Все экипажи катеров были готовы к решению самых сложных боевых задач.
...Боевые действия развертывались стремительно. В ночь с 9 на 10 августа два катера дивизиона под командованием капитан-лейтенанта Маслова совершили налет на порт Сейсин (Чхонджин) и потопили два транспорта противника водоизмещением около 16 тысяч тонн. Ночью 11 августа произведена разведка порта Юки (Unggi) и высажен десант, а днем звено катеров, возглавляемое командиром отряда старшим лейтенантом Червяковым, ворвалось в порт Расин и потопило еще два транспорта врага.
Предстояла высадка первого броска десанта в порту Сейсин. Кострицкий получил ответственное задание: разведать боем порт. Командир дивизиона принял решение войти в порт вечером. Экипажи четырех катеров четко уяснили боевую задачу в случае обнаружении в порту вражеских кораблей решительно атаковать, не забывая о главном - засекать расположение батарей и пулеметных точек противника.
На подходе к Сейсину катера встретил неприятельский самолет. Шел он бреющим полетом, стремясь к внезапной атаке. Однако катерники обнаружили его своевременно и открыли огонь из пушек и пулеметов. Летчик обстрелял катера, но плотная огневая завеса помешала ему бить прицельно. Встретив решительный отпор, самолет противника скрылся в туманной дымке.
После этой встречи думать о скрытности разведки уже не приходилось. Командир дивизиона приказал катерам укрыться до темноты в тени береговой черты обрывистого мыса. А ночью, приглушив моторы, катера осторожно вошли в Сейсинский порт, отгороженный от открытой бухты длинным бетонным молом. У причалов не было ни боевых кораблей, ни транспортов. Затемненный город притаился, словно всеми покинутый. Безмолвствовали и причалы.
Кострицкий понимал, что эта тишина обманчивая, что уходить из Сейсина, не получив о нем необходимых сведений, катерники не имеют права - командование ждет точных данных, чтобы определить район высадки десантников. И он решает ждать утра.
С рассветом город ожил. Дымили заводские трубы, по центральной улице покатили первые велосипедисты.
Медлить было нельзя, Кострицкий начал действовать активно, чтобы заставить противника раскрыть систему расположения огневых средств, обороняющих порт. Он приказал катерам Бочарникова и Головинкина подойти к молу и высадить разведгруппу, а командиру катера Мальвинскому, вызвав огонь на себя, засекать огневые точки. Разведчики уже осмотрели мол, когда ударил первый артиллерийский залп. Этого и ждал Кострицкий. Вернув разведчиков, он вывел катера в море.
Теперь предстояло главное - обеспечить успех высадки первого десанта. Место высадки определено - рыбный порт города, расположенный южнее металлургического завода. Наибольшую опасность представляет батарея, стоящая на мысе Колокольцева. Действия ее необходимо нейтрализовать...
Встретив корабли с десантом и указав им район высадки, Кострицкий прикрыл их дымовой завесой и повел катера к мысу. Он обрушил всю силу огневых средств на позицию вражеской батареи и заставил неприятеля перенести огонь на свои катера, отвлекая внимание от тех, что шли в порт с десантниками.
Отряд морских разведчиков и рота автоматчиков были высажены без потерь. Капитан III ранга Кострицкий, навязывая свою волю противнику, шел на большой риск, подставляя катера под обстрел береговой батареи. Но потерь он избежал. Хорошо обученные и натренированные экипажи катерников в бою вели себя отважно, комендоры стреляли метко, а командиры катеров осуществляли мастерский маневр. Ни один вражеский снаряд не достиг цели.
После разгрома Сейсинского гарнизона противника Кострицкий получил новое ответственное задание - высадить первый десант в порту Оденцин. Поход начался в густом тумане. Командир дивизиона шел на головном катере, остальные - по его следу. Кострицкий первым высадил морских пехотинцев, а затем, вооружив группу моряков-катерников автоматами, направил их на помощь прочесывающим поселок десантникам. Приняв на себя командование, он руководил действиями десанта до подхода основных сил.
Капитан III ранга Кострицкий вернулся в родную базу, когда боевые действия по освобождению Северной Кореи были завершены. Ему вручили первую награду - орден Красного Знамени. Сергей Петрович Кострицкий принял его как знак высокой оценки бесстрашия и отваги всех катерников дивизиона. Он и не подозревал тогда, что командующий флотом уже подписал документ, в котором говорилось:
"...Торпедные катера его дивизиона успешно высадили десант в порты Расин, Оденцин, Гензан. Руководимые им катера в набеговых операциях потопили пять транспортов общим водоизмещением 41 000 тонн, отразили дважды нападение вражеских самолетов Ме-110 и четыре И-97 (Nakajima Ki-27), вышли без потерь победителями, сбив один. Проявил исключительное мужество, упорство и стойкость в выполнении боевой задачи. За проявленные стойкость, упорство, мужество и героизм, за образцовое выполнение боевого задания достоин присвоения звания Героя Советского Союза...»
В. Королев
topovl.ru :. Золотые звёзды тихоокеанцев :. Кострицкий Сергей Петрович (Золотые звёзды тихоокеанцев)