Последние, по наименованиям, от администрации города Владивостока.
Младший лейтенант, командир звена штурмовой авиации Тихоокеанского флота.
Федор Андреевич родился 28 июля 1916 г. в городе Суджа Курганской области. В 1933 г. окончил ФЗУ и поступил работать на харьковский завод "Электропром". В 1938 г. окончил аэроклуб и осенью был призван на военную службу.
В августе 1943 г., успешно окончив летную школу и получив звание младшего лейтенанта, прибыл в штурмовой авиаполк ВВС Тихоокеанского флота. 13 августа 1945 г. за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с японскими захватчиками младший лейтенант Федор Крапивный был награжден орденом Красного Знамени, а 14 сентября 1945 г. Федору Андреевичу присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
- Упорный парень. Для штурмовика это хорошо!
Такой вывод сделал командир полка майор Барбашинов, присмотревшись к молодому летчику, недавно прибывшему в полк для продолжения службы. Меткий командирский глаз точно определил основную черту новичка.
Начало тридцатых годов можно именовать взлетом нашей советской молодежи в воздушные дали. Планеризм, парашютный спорт, летное дело - все это стало настоящей страстью сотен тысяч юношей и девушек. То было не модное увлечение молодых и сильных. Советская страна разворачивала свои могучие крылья для большого полета, а молодежь жила ее будущим - она рвалась вперед, готовя себя и к радостям творческого труда и к грозным боевым испытаниям.
Федор Крапивный не отставал от духа времени. В 1933 г. он окончил школу ФЗУ и поступил на работу в городе Харькове. Через два года его командировали на одно из предприятий Донбасса. Без отрыва от производства он окончил в 1938 г. аэроклуб.
Все шло как задумано: аэроклуб позади, комиссия пройдена, на руках направление в военно-воздушные силы Черноморского флота. Цель близка - скоро он станет военным летчиком!
Получилось не так, как думал Федор Крапивный. Четыре года ушло на то, чтобы получить путевку в школу военных летчиков. Но он оказался упорным, настойчивым человеком: имея документ об окончании аэроклуба, служил рядовым краснофлотцем, назначили писарем - исправно писал бумаги, ожидая исполнения желания.
Только в середине Великой Отечественной войны мечта сбылась: в августе 1943 г., успешно окончив летную школу и получив звание младшего лейтенанта он прибыл на Тихоокеанский флот в 37-й штурмовой авиаполк.
...За командирской похвалой скрывалось большее, нежели стремление подбодрить старательного летчика. В первые же дни боевой учебы Крапивный показал кроме упорства смелость и летную волю. С учебного самолета он сразу пересел на боевой "Ил" и полетел на выполнение учебно-боевой задачи.
Комсомолец Федор Крапивный быстро вошел в жизнь эскадрильи и всего полка. Он сдружился со многими летчиками, но ближе всего ему был лейтенант Кошевой, летчик более опытный, чем он, душевный человек. Они летали вместе, вместе и бить врага мечтали.
В группу штурмовиков-тихоокеанцев, в составе которой Кошевой уехал на фронт, Крапивный не попал и очень жалел об этом. Письма от друга приходили не так часто, как хотелось бы Федору, и не такие подробные. И он не упрекал товарища ни в лени, ни в зазнайстве - чутьем летчика угадывал, с какой предельной нагрузкой воюют их боевые друзья.
Об этом откровеннее писали фронтовые товарищи тихоокеанцев. Одно из писем, полученное в полку летом 1944 г. от заместителя по политической части, обошло все эскадрильи. С благодарностью и восхищением рассказывалось в нем о действиях тихоокеанцев.
Это письмо Федор Крапивный долго не выпускал из рук, вчитываясь в каждую его строчку. В нем говорилось:
"...Тихоокеанцы показали также умение строить противозенитный маневр в составе группы, а при выполнении боевых заданий радовали нас четкостью маневрирования над целью. И, наконец, самое важное: они порадовали нас, старых воинов, высоким моральным духом. Все хотят воевать, топить, уничтожать корабли врага, постоянно стремятся в бой.
С 8 марта по настоящее время ваш воспитанник Кошевой совершил 80 боевых вылетов.
Он мастерски овладел бомбометанием. Ныне он командир звена и ведущий шестерки штурмовиков. Летает отлично, воюет смело, до дерзости. Трижды награжден орденом Красного Знамени".
А немного позже пришло новое сообщение: лейтенанту Кошевому присвоено звание Героя Советского Союза...
Пример друга-героя учил прежде всего тому, чтобы не терять бесцельно ни дня, ни часа - все время только на совершенствование боевого мастерства.
Труд летчика окупился в боях.
В характеристике, написанной двадцать лет назад, сказано: "Боевой подвиг тов. Крапивного состоит в том, что он в дни войны, отлично изучив материальную часть, показал образцы отваги, мужества и геройства. В первый же боевой вылет командир полка поручил ему вести четверку "Илов" и нанести удар по Вражеским кораблям и транспортам, находящимся в порту Юки (Unggi).
Несмотря на сильный огонь зениток, Крапивный, умело маневрируя, пробивается через огневую завесу и вместе с одним из ведомых топит транспорт. Другие его ведомые потопили еще один транспорт".
И при повторном налете на порт Юки младший лейтенант вел группу штурмовиков. Как и в первый раз, он спикировал на транспорт противника, несмотря на плотный зенитный огонь, и сбросил бомбы точно в цель. Выйдя из первой атаки, Крапивный пошел на второй заход, так как в запасе оставалось еще две бомбы. Летчик ударил ими по второму кораблю.
Время настало горячее. Обстановка требовала наращивать удары с воздуха. Они должны облегчить действия кораблям флота, морской пехоте. Штурмовики работают без устали. Вернувшись на аэродром, экипажи тут же приступают к подготовке к новому вылету.
Для сна и отдыха остаются считанные часы. Невозможно применять при атаках одни и те же приемы. Враг приспосабливается, поэтому каждая операция должна быть продумана.
Подводя группу штурмовиков к Юки, Крапивный еще издали видит дым от пожарищ. Это затрудняет выполнение боевого задания, но одновременно черная туча дыма может служить и отличным прикрытием от зенитного огня. Используя дымовую завесу, он скрытно вывел самолеты на цель и ринулся на вражеский транспорт. Густая сеть трасс и частые разрывы снарядов становятся почти неодолимым препятствием. Но Крапивный упорно ведет штурмовик на цель и сбрасывает бомбы.
До сих пор группы штурмовиков совершали налеты со стороны моря. Зенитчики противника стали применяться к этому и попытались устраивать штурмовикам ловушки. Было изменено направление подхода к объектам врага. Не доходя до границы с Кореей, штурмовики сворачивали вправо от береговой черты и, маскируясь за сопками, внезапно и точно обрушивались на вражеские цели.
Прошло совсем немного дней с начала войны, а молодой летчик приобрел свой, личный боевой опыт. В бухте, защищенной горами, он замечает три транспорта. Выбирает цель и вводит самолет в пике. Федор Крапивный видит, как встревоженная прислуга зенитных орудий спешит к пушкам, как навстречу ему тянутся огненные трассы. Пикируя, он сосредоточивает огонь штурмовика по зенитной установке, затем сбрасывает бомбы. Темным пучком летят они вниз, и над транспортом взметается столб пламени и дыма...
Первую награду - орден Красного Знамени он получил 13 августа.
14 сентября 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии младший лейтенант Крапивный Федор Андреевич был удостоен звания Героя Советского Союза.
В. Королев
topovl.ru :. Золотые звёзды тихоокеанцев :. Крапивный Федор Андреевич (Золотые звёзды тихоокеанцев)