Последние, по наименованиям, от администрации города Владивостока.
Капитан II ранга, командир дивизиона подводных лодок Северного флота.
Родился 28 декабря 1908 г. в селе Новоселки Киевской области. После окончания 10 классов школы работал в родном селе.
В 1929 г. добровольно направлен в военно-морской флот, в учебный отряд Черноморского флота. На следующий год зачислен курсантом Высшего военно-морского училища имени М.Ф. Фрунзе. После окончания учебы получил назначение на Тихоокеанский флот штурманом на подводную лодку.
В 1942 г. назначен командиром подводной лодки С-51. Вместе с личным составом подводная лодка через Тихий и Атлантический океаны перешла в состав Северного флота. Принимала активное участие в разгроме немецко-фашистских захватчиков. За короткий срок экипаж уничтожил шесть боевых фашистских кораблей, четыре повредил. Подводная лодка С-51 была награждена орденом Красного Знамени.
8 июля 1945 г. капитан II ранга Иван Фомич Кучеренко удостоен звания Героя Советского Союза.
Осень сорок второго года. Верховное Главнокомандование решило в помощь североморцам направить отряд подводных лодок с Тихоокеанского флота. Поход предстоял тяжелый: через два океана - Тихий и Атлантический - и семь морей. Такого огромного по протяженности, по существу кругосветного плавания подводники еще не совершали. На каждом шагу их подстерегали японские и немецкие субмарины. И несмотря на сложную военную обстановку, тяжелые условия плавания в разных широтах, личный состав с честью справился с поставленной боевой задачей.
Иван Фомич обладал и незаурядной военной хитростью, сочетавшейся с глубокими знаниями, и разумной осторожностью. Это особенно проявилось на том же переходе. Обычно маршруты следования подводных лодок, как известно, согласовывались с нашими союзниками - американцами и англичанами. Это, разумеется, не могло не сказываться на скрытности похода. Приходилось считаться с вынужденной необходимостью, связанной с оповещением сил союзников о нашем передвижении.
Так было и на последнем этапе перехода из Хваль-фиорда до Полярного. Перед выходом из Рейкьявика командир долго изучал маршрут следования. Ледовитый океан и Баренцево море были непосредственным театром боевых действий, где часто разыгрывались страшные морские трагедии. Здесь особенно нужны были зоркий глаз, быстрота и слаженность действий всего экипажа, светлый ум командира.
Иван Фомич подошел к столу с картой и говорит:
- Не нравится мне, штурман, что о нашем переходе слишком многие знают. Давайте в точках поворотов на другой курс в 30 милях от них будем срезать углы. Пусть эти точки останутся в стороне.
Так и сделали. А вскоре получили радиограмму от нашего командования: "Точку поворота не проходить - в ней обнаружена подводная лодка противника".
Придя на Северный флот, экипаж лодки С-51 быстро включился в боевые действия. Однажды лодка бесшумно проникла во вражескую бухту, преодолев минные заграждения, и залегла на дне. Потянулись томительные часы ожидания. Наконец акустик Николай Елистратов сообщил:
- Слышу шум винтов! Приближался караван противника.
- Левые торпедные аппараты - товсь! - скомандовал Кучеренко.
- Есть! - ответил командир отделения торпедистов Прокопчук.
Прошло еще несколько минут.
- Пли!
Взрыв разорвал тишину ночи. Танкер раскололся надвое. На поверхности воды вспыхнул гигантский огненный факел. Наперегонки заговорили, захлебываясь, орудия на судах сопровождения и береговые батареи. Глубинные бомбы вздымали водяные столбы, но лодка, меняя курс и глубины, благополучно ушла от преследования.
М. Шевель
topovl.ru :. Золотые звёзды тихоокеанцев :. Кучеренко Иван Фомич (Золотые звёзды тихоокеанцев)