Последние, по наименованиям, от администрации города Владивостока.
Адмирал флота, народный комиссар Военно-Морского Флота СССР.
Николай Герасимович родился 11 июля 1902 г. в деревне Медведки Архангельской области в семье крестьянина. 13-летним подростком начинает свою трудовую деятельность и в октябре 1919 г. вступает добровольцем в Северо-Двинскую флотилию, организованную для борьбы с белогвардейцами и интервентами на севере нашей страны.
В 1923 г. Н.Г. Кузнецов поступает в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. В 1924 г. подал заявление о приеме в большевистскую партию, дав слово, что до последнего дыхания будет верен ленинизму. В октябре 1926 г. Николай Кузнецов покинул стены училища, начав путь военного моряка. Начав службу командиром батареи крейсера на Черном море, к осени 1928 г. Кузнецов стал помощником командира корабля, а через год уезжает на учебу в академию. После академии его назначили старшим помощником командира крейсера, а в 1933 г. он уже командовал "Червоной Украиной". Этот корабль Николай Герасимович Кузнецов вывел на первое место в Военно-Морских Силах Советского Союза. Правительство наградило талантливого командира орденом Красной Звезды.
Серьезным экзаменом для Кузнецова явилось участие в войне в Испании, где он был главным военно-морским советником. Год пребывания в борющейся Испании обогатил Кузнецова современным боевым опытом, помог яснее представить проблемы, которые надо решать советскому флоту.
После Испании Кузнецов получил назначение вначале первым заместителем, затем командующим Тихоокеанским флотом. С этого поста он был выдвинут на должность наркома Военно-Морского Флота. Тогда Николаю Герасимовичу исполнилось 37 лет... В годы Великой Отечественной войны Николай Герасимович Кузнецов командовал Военно-Морскими Силами нашей страны. Советские моряки под его командованием с честью выполнили свой долг перед Родиной. И не случайно 14 сентября 1945 г. был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР: "За образцовое выполнение заданий Верховного главнокомандования по руководству боевыми операциями флотов, в том числе Тихоокеанского, и достигнутые в результате этих операций успехи присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Адмиралу флота Николаю Герасимовичу Кузнецову".
В послевоенный период Николай Герасимович был начальником Управления военно-морских учебных заведений, командующим Тихоокеанским флотом, военно-морским министром, первым заместителем министра обороны СССР, главнокомандующим Военно-Морским Флотом СССР.
В октябре 1926 г. 108 курсантов военно-морского училища стали командирами. Пятерым из них, в том числе Николаю Кузнецову, предоставили право выбора флота, как отличникам учебы. Тогда считалось самым почетным и перспективным служить на линкоре. Но когда Кузнецова спросили, где желает служить, он отчеканил:
- На Черноморском флоте.
В военно-морской академии слушатели получили солидное оперативно-тактическое образование, основательно изучили многие проблемы будущей войны на море. Именно здесь, в академии, им привили правильные взгляды на роль флота в обороне страны. Исходя из единой для всех вооруженных сил стратегии, они стали ясно видеть место флота как одного из видов Вооруженных Сил Советской страны.
После академии Кузнецов попросился на флот, на Черное море. Его назначили старшим помощником командира крейсера "Красный Кавказ" - корабля совершенно нового, проходящего испытания.
В 1933 г., когда "Красный Кавказ" вступил в число боевых единиц Черноморского флота, на корабле была отработана организация службы значительно лучше, нежели на любом другом. И в этом все усматривали немалую заслугу старшего помощника командира корабля. ЦИК СССР наградил Николая Герасимовича Кузнецова Почетной грамотой, а народный комиссар обороны - именными золотыми часами.
Длительный заграничный поход - Турция, Греция, Италия - был словно наградой командирам, политработникам и всему личному составу крейсера за упорный труд. Плавание прошло успешно, поход оставил неизгладимое впечатление у всех его участников.
Вскоре Кузнецова вызвали на флагманский корабль. Предстояли осенние флотские учения, но почему вызывают его, старпома? В салоне крейсера сидел, погруженный в раздумье над картами, командующий флотом.
- Вы назначены командовать "Червоной Украиной", - сказал комфлота.
- Есть! - по-флотски ответил Кузнецов.
Он вернулся на корабль, на котором начинал службу.
Артиллерийские стрельбы на надводных кораблях, особенно на крейсерах, всегда вызывали особый интерес, так как ими, как правило, завершался годовой план боевой подготовки. Артиллерийская стрельба 1934 г. хорошо запомнилась Николаю Герасимовичу.
Стрелять должны были по щиту на предельных скоростях и на самой дальней дистанции. Щит буксировал крейсер "Красный Кавказ". Посмотреть на ответственную стрельбу изъявил желание командующий флотом И.К. Кожанов.
Но прогноз не оправдался - погода резко испортилась. По небу поплыли темные тучи, косая стена дождя часто закрывала горизонт. На море разыгрывался шторм.
Командир корабля волновался. В такую шальную погоду можно и в крейсер угодить вместо щита! Но переносить сдачу задачи он не мог, против этого были бы сами артиллеристы. В тот год они только начали важное движение - борьбу за первый залп. Движение это, подхваченное позже катерниками и летчиками, превратилось в мощное средство повышения боевой готовности флотов. Из частного тактического явления оно приобрело стратегическое понятие - во всеоружии встретить врага, если он попытается напасть на нашу страну.
Конечно, в тот день командир корабля не мог заглянуть так далеко и всеобъемлюще оценить начинание артиллеристов. Но ему было совершенно ясно, что в будущей войне воевать придется в любую погоду, что надо учиться бить врага в самых сложных условиях. Николай Герасимович знал, что такого же мнения и командир артиллерийской боевой части Аркадий Владимирович Свердлов, большой знаток своего дела. На стрельбу он явился одетый по-праздничному, подчеркивая тем самым торжественность момента.
Первый залп прозвучал во время шквального дождя. Стоящие на мостике не видели всплеска упавших снарядов.
- Накрытие! - донесли дальномерщики...
Срочная телеграмма застала корабль на Евпаторийском рейде. Срочная, за подписью комфлота, она была странного содержания: "Вам разрешается сегодня же выехать в Москву". Все выяснилось только в столице. - Известно ли вам, какие события происходят в Испании? - спросили Кузнецова.
- Конечно!
- А хотели бы вы отправиться туда?..
Так бывший командир крейсера "Червона Украина" Николай Кузнецов стал военно-морским советником в Испании. 23 августа 1936 г. он вылетел через Париж в Мадрид.
Картахена стала главной базой республиканского флота. Но порт не был приспособлен для выгрузки. Потребовались большие усилия, чтобы подготовиться к приему транспортов. "Дон Николас", как именовал Кузнецова морской министр Индалесио Прието (Indalecio Prieto), развернул в Картахене кипучую деятельность. Положение главного советника было сложным. Он занимался всеми флотскими делами, не имея права командовать. Советник должен был давать командующему флотом необходимые рекомендации, влиять на него, добиваясь точного соблюдения совместно разработанных планов. Хорошо, что у Кузнецова сложились добрые отношения с командующим флотом Мигелем Буиса (Miguel Buiza).
...В августе 1937 г. Николая Герасимовича Кузнецова отозвали в Москву. Год пребывания в Испании пролетел быстро. Готовясь к докладу, Кузнецов суммировал увиденное и пережитое за год. Бои в Испании показали быстротечность событий в современной войне, что внезапный удар может повлиять на весь ее ход. Этот вывод заставлял серьезно подумать о постоянной боевой готовности советского флота.
Тихоокеанский флот. Сюда, можно сказать на самый край света, получил назначение после Испании Николай Герасимович Кузнецов.
В те годы флот на Дальнем Востоке рос бурно. На всем побережье спешно строились береговые артиллерийские батареи. Береговая оборона представляла из себя внушительную силу. Появлялось все больше надводных кораблей. Однако главной ударной силой флота становились подводные лодки, численность которых все увеличивалась. Большое развитие получала морская авиация.
Тихоокеанский флот усиленно занимался боевой подготовкой. Подводные лодки перекрыли все рекорды автономного плавания. Проводилось систематическое затемнение баз. Корабли, срочно приняв боеприпасы, уходили в места рассредоточения. Короче говоря, на флоте делалось все, что необходимо решать в начальный период войны.
Коммунисты Приморья оказали Н.Г. Кузнецову высокое доверие, избрав его делегатом XVIII съезда партии. С трибуны партийного съезда командующий Тихоокеанским флотом заверил партию, правительство и весь советский народ в том, что военные моряки готовы до конца выполнить свой долг перед Родиной.
Съезд избрал Н.Г. Кузнецова членом Центрального Комитета партии. А вскоре он возглавил Наркомат Военно-Морского Флота. Николаю Герасимовичу исполнилось тогда 37 лет...
В годы войны Николай Герасимович Кузнецов был главнокомандующим Военно-Морским Флотом СССР. Под его руководством осуществлялась вся боевая деятельность флотов и флотилий. И когда черед дошел до империалистической Японии - верной союзницы гитлеровской Германии по агрессии, когда Советский Союз вынужден был вступить в борьбу на Дальнем Востоке, чтобы быстрее покончить со вторым очагом второй мировой войны, Н.Г. Кузнецову было поручено координировать действия Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской речной флотилии с войсками 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов.
...Это была самая короткая война, которую довелось вести советскому народу. Она началась 8 августа, а закончилась 2 сентября 1945 г. Однако по размаху боевых действий, динамичности наступления и по конечным результатам ее можно сравнить с самыми выдающимися кампаниями завершающего этапа второй мировой войны. Достаточно привести две цифры, чтобы представить масштабы происшедшего: линия фронта превысила 5 тысяч километров, общее пространство, охваченное боевыми действиями, достигло 1,5 миллиона квадратных километров.
Японское правительство отказывалось складывать оружие, оно продолжало войну даже после безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. В распоряжении Японии все еще находилась военная промышленность Маньчжурии и Кореи, не тронутая войной, и сухопутные войска численностью свыше 5,5 миллиона человек. Наиболее боеспособная группировка войск - Квантунская армия стояла в полной боевой готовности на границе с Советским Союзом, опираясь на семнадцать укрепленных районов, насчитывавших 4500 долговременных оборонительных сооружений. Почти пятнадцать лет готовили японские милитаристы эту армию для нападения на нашу Родину. Даже в самые тяжелые периоды боев за тихоокеанские острова японское командование старалось не трогать части Квантунской армии.
Советские Вооруженные Силы в предельно короткий срок разгромили главную ударную группировку японской армии. В первые шесть дней наступления войска трех наших фронтов полностью преодолели приграничные укрепленные районы противника и продвинулись в глубь Маньчжурии от 100 до 500 километров.
Японские войска оказались перед катастрофой. И правительство Японии приняло решение о капитуляции, но Квантунская армия продолжала сопротивление. Это вынуждало советские войска не прекращать наступление.
В разгроме японской Квантунской армии немаловажную роль сыграли моряки Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской флотилии. Они решали единую с войсками задачу, выполняли единый план, содействовали общему успеху, быстрой и полной победе.
Сознавая безвыходность положения, командование Квантунской армии вынуждено было отдать приказ своим войскам сложить оружие. Империалистическая Япония безоговорочно капитулировала.
Одержав победу над врагом, наша Родина вновь обрела исконно русские земли - южный Сахалин и Курильские острова. Советский флот получил свободный выход в Тихий океан.
...14 сентября 1945 г. советские люди с большим удовлетворением прочитали в газетах Указ Верховного Совета СССР о присвоении Н.Г. Кузнецову высокого звания Героя Советского Союза.
В. Королев
topovl.ru :. Золотые звёзды тихоокеанцев :. Кузнецов Николай Герасимович (Золотые звёзды тихоокеанцев)