Последние, по наименованиям, от администрации города Владивостока.
Гвардии мичман, командир катерного тральщика Краснознаменного Балтийского флота.
Родился 3 августа 1911 г. в деревне Нечаево (не сохранилась) Калининской области (Бежецкий район Тверской области). Учился в школе и работал в родном селе плотником.
В 1933 г. призван на Тихоокеанский флот. После учебного отряда служил боцманом на подводной лодке, а с 1938 г. учился на курсах младшего комсостава в учебном отряде подводного плавания имени С.М. Кирова в Ленинграде.
В 1940 г. И.Я. Ларин назначается командиром катерного тральщика.
С начала Великой Отечественной войны - на Краснознаменном Балтийском флоте.
Участник десантных операций по освобождению островов Даго (Хийумаа) и Эзель (Эзель-Сааремаа). При высадке десанта на Эзель катер гвардии мичмана Ларина шел концевым. По сигналу "высадить десант" он вырвался вперед и под непрерывным огнем противника первым подошел к берегу и успешно начал высадку десанта, своим примером увлекая остальных. Высадив десант, он подошел к севшему па камни нашему торпедному катеру и под огнем противника отбуксировал его из зоны обстрела, после чего продолжал переброску десантников и вооружения с подошедших судов.
По октябрь 1944 г. Ларин участвовал более чем в 320 боевых операциях по тралению, форсируя на своем тральщике мощные минные поля с ловушками. Девять раз катер имел серьезные повреждения, грозившие ему гибелью, и лишь благодаря отваге и умению командира и экипажа его удавалось спасти.
6 марта 1945 г. гвардии мичману Ивану Яковлевичу Ларину присвоено звание Героя Советского Союза.
В октябрьский день 1941 г. от борта Краснознаменного крейсера "Аврора", стоявшего в Ораниенбаумской гавани, отошел катер-тральщик. На его мостике стоял среднего роста широкоплечий моряк с нашивками главстарщины на кителе. Это был Иван Ларин. Он много лет плавал боцманом на подводной лодке Тихоокеанского флота, затем учился на курсах штурманов в Ленинграде.
Война с белофиннами прервала учебу. В начале 1940 г. Ларин стал командиром тральщика. Его катер почти ежедневно выходил на траление. Суровыми и трудными были эти походы. Однажды мина взорвалась рядом с кораблем. Ларин был тяжело ранен: десятки осколков извлекли врачи из его тела. За мужество и отвагу, проявленные при уничтожении минных заграждений, Военный совет флота наградил Ивана Ларина Почетной грамотой.
В первой же боевой операции экипаж катера проявил несгибаемое мужество и отвагу. КТЩ-706 было поручено вести противоминное наблюдение в районе Ленинград - Кронштадт. Стремясь воспрепятствовать выходу наших кораблей в Балтику, фашисты почти каждый день сбрасывали с самолетов на фарватер магнитные мины. Перед моряками катеров-тральщиков стояла задача - точно засекать места падения мин, чтобы можно было быстро их поднять и обезвредить.
Гитлеровцы всячески пытались помешать этому. Фашистские самолеты яростно бомбили и обстреливали катера, несшие противоминное наблюдение. Несмотря на опасность, главный старшина Ларин и его подчиненные бдительно наблюдали за морем и воздухом. Они засекли не один десяток фашистских мин.
В тот октябрьский день на КТЩ-706 обрушилась не только авиация. С южного берега залива по нему открыли шквальный огонь фашистские артиллерийские и минометные батареи. Снаряды и мины с воем пролетали над катером, осколки пробивали надстройки и корпус небольшого корабля. Но моряки не дрогнули. Все их внимание было сосредоточено на приближавшихся к открытой части Морского канала гитлеровских самолетах. Вот воздушные миноносцы построились в цепочку и пошли по оси канала. Ларин первым заметил, как от головного самолета отделился черный предмет, под которым вспыхнул купол парашюта.
- Внимание! - предупредил Ларин моряков. - Пошли мины!
Неожиданно послышался близкий гул авиационных моторов. Прямо на катер пикировали два фашистских самолета. По корпусу и надстройкам застучали пули, на мостике взорвался авиационный снаряд. Обливаясь кровью, упал на палубу матрос Веделя. Но остальные моряки продолжали неотрывно следить за падением фашистских мин.
После налета моряки насчитали в катере 22 пробоины.
Полученные в результате наблюдения данные о падении мин помогли нашим специалистам и водолазам быстро обезвредить их. Гитлеровцам не удалось застопорить движение наших кораблей и судов по линии Ленинград - Кронштадт.
А через несколько дней КТЩ-706 снова вышел в море. Вместе с другими кораблями он тралил фарватер для прохода наших кораблей к острову Лавенсаари (Мощный). Только за один день экипаж катера уничтожил две фашистских мины.
Катер тралил Финский залив до наступления льда. В суровую осень 1941 г. Иван Ларин вступил в ряды Коммунистической партии.
В течение зимы экипаж, возглавляемый старшиной Лариным, своими силами отремонтировал корабль. В мае 1942 г. КТЩ-706 первым вышел в Морской канал с тралом. Работы было много. В течение всей зимы гитлеровцы по ночам пробирались на трассу Морского канала и сбрасывали через проруби мины. Как только КТЩ-706 и другие катера появились в Морском канале, на них обрушился ливень артиллерийско-минометного огня. Главный старшина Ларин получил приказ прикрыть отряд наших кораблей дымовой завесой. Гитлеровцы сосредоточили на его катере огонь более десятка орудий. Искусно маневрируя, Ларин лишал противника возможности пристреляться. Умело поставив дымовую завесу, он продолжал траление.
В 1942 г. Иван Ларин образцово выполнил ряд боевых заданий командования. Особенно часто он провожал и встречал возвращавшиеся из похода подводные лодки. В августе он получил задание провести через минное поле подводную лодку Щ-406. Прибыв в Нарвский залив, моряки стали ожидать появления лодки. Внезапно на горизонте показались фашистские корабли. Они с ходу открыли огонь по катерам. По приказу Ларина катера окутали место стоянки плотной дымовой завесой, "ослепили" противника. Опасаясь появления из-за дымовой завесы наших торпедных катеров, корабли противника вынуждены были уйти. Катера-тральщики встретили лодку и благополучно довели ее до Кронштадта.
Возглавляемый отважным моряком Иваном Лариным, экипаж катера успешно выполнял боевые задания в самой сложной метеорологической обстановке. Нередко он выходил в море для несения дозора в такой шторм, когда даже большие корабли вынуждены были оставаться в базе.
Мичман Ларин прославился на Балтике смелыми действиями по уничтожению фашистских минных заграждений. Однажды дивизиону было поручено протралить фарватер, проходивший вблизи берега, занятого противником. Головным шел тральщик Ларина. Как только катера начали траление, гитлеровцы открыли по ним артиллерийский огонь. Сопровождавшие подразделение катера-дымзавесчики быстро поставили дымовую завесу. Однако сильный, порывистый ветер рассеивал ее.
Вскоре появились тридцать вражеских бомбардировщиков. В воздухе стоял гул от взрывов бомб, снарядов и мин. Над катерами свистели осколки. Но мичман Ларин продолжал вести катер точно по курсу. За ним в четком строю шел дивизион. За сутки подразделение катерных тральщиков уничтожило свыше полусотни мин.
В другой раз катер гвардии мичмана Ларина был отправлен на разведку минных заграждений противника в Нарвском заливе.
Прибыв в заданный район, Ларин обнаружил плавающие на поверхности воды обрывки рыбачьих сетей. Это оказались минные ловушки. Прикосновение к ним вызвало взрыв нескольких мин.
Коммунист не только разгадал коварный замысел врага, но и нашел эффективный метод уничтожения ловушек. Только за один день экипаж его катера подорвал 12 минных капканов.
Осенью 1944 г. наши войска и флот вели бои за освобождение Моонзундского архипелага. В них участвовал и первый гвардейский Краснознаменный дивизион катеров-тральщиков. Ему было поручено произвести высадку десанта морских пехотинцев на Даго.
Гитлеровцы встретили наши катера ураганным артиллерийским и минометно-пулеметным огнем. Вода кипела от разрывов снарядов.
Но гвардии мичман Ларин уверенно и смело вел катер к острову.
Он первым подошел к пирсу и начал высадку десанта. Пулеметчики катера в упор расстреливали гитлеровцев, подавляли их огневые точки. Когда фашисты сосредоточили особенно сильный огонь на группе десантников, гвардии мичман Ларин направил свой катер вдоль берега, отвлекая стрельбу на себя, а затем, круто повернув, меткими пулеметными очередями подавил вражеский дот.
Более двух суток, днем и ночью, невзирая на обстрел и штормовую погоду, катер гвардии мичмана Ларина непрерывно доставлял на остров десантников, оружие и боеприпасы. И все это время коммунист Ларин не сходил с мостика. Он личным примером увлекал экипаж на самоотверженное выполнение боевой задачи. Катер получил многочисленные осколочные и пулевые пробоины. Под руководством Ларина моряки быстро и умело исправляли повреждения.
Вскоре началась высадка десанта на остров Эзель. И здесь экипаж катера Ларина, преодолев шквальный огонь, первым высадил десант.
Обстановка тогда сложилась такая, что шхуны, на которых находилась основная группа войск, из-за мелководья не могли подойти близко к берегу. Тогда Ларин стал перебрасывать десант со шхун на остров. Более двадцати вражеских орудий и минометов непрерывно стреляли по катеру, то и дело сновавшему от шхун к берегу и обратно. Снаряды рвались возле борта тральщика.
Искусно маневрируя, пользуясь дымовыми завесами, Ларин без потерь доставил пехотинцев на остров.
Н. Федоров
topovl.ru :. Золотые звёзды тихоокеанцев :. Ларин Иван Яковлевич (Золотые звёзды тихоокеанцев)