Последние, по наименованиям, от администрации города Владивостока.
Капитан, помощник командира авиационного полка по летной подготовке.
Яков Иванович родился 27 декабря 1912 г. в деревне Кузнецовке (Вяземский район) Смоленской области.
В июне 1932 г. призван на военную службу и направлен учиться в военно-теоретическую летную школу в Ленинграде. В ноябре 1940 г. Яков Матвеев направлен на Тихоокеанский флот командиром звена авиаполка.
С августа 1945 г. Я.И. Матвеев, будучи помощником командира штурмового аэрополка, сражается с японской военщиной. В первые же боевые вылеты проявил отвагу и трезвый расчет каждого поступка в воздухе. Группы штурмовиков под командованием Матвеева в порту Юки (Unggi) потопили 7 транспортов противника водоизмещением до 16 тысяч тонн.
13 августа 1945 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования гвардии капитан Яков Иванович Матвеев награжден орденом Красного Знамени, а 14 сентября 1945 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Путь в авиацию... У каждого летчика он складывался по-своему. Одним полеты грезились еще в раннем детстве, у других страсть летать возникла, когда они впервые увидели самолет. Яков Иванович Матвеев пришел в авиацию неожиданно.
Детство свое он провел на Смоленщине, в незаметной деревеньке Кузнецовке, над которой в ту пору еще ни разу не появлялся самолет. В 1923 г. Яша Матвеев, худенький, щуплый деревенский парнишка, окончил четырехклассную начальную школу и нанялся в пастухи. И только спустя три года, переехав на жительство в Москву, он смог продолжить учебу - в семилетке и в полиграфической школе ФЗО. Тут, в школе фабрично-заводского обучения, его приняли в комсомол, а в 1932 г., двадцатилетним рабочим, Яков Матвеев стал коммунистом.
Неожиданный вызов в райком. Прежде чем предложить сесть, секретарь почему-то окинул взглядом его фигуру - с головы до ног. Такой прием несколько смутил Матвеева. Но секретарь туг же завел разговор о делах в печатном цехе, о занятиях на отделении Всесоюзного коммунистического университета имени Свердлова, который посещал Яков Матвеев.
- А как ты посмотришь, если мы пошлем тебя учиться на летчика? - вдруг спросил секретарь.
- На летчика? - повторил Матвеев. - Об этом я не думал.
- А ты подумай...
Так в 1932 г. по партийной путевке Яков Матвеев переступил порог летной школы в Ленинграде. Окончил он ее через три года в звании лейтенанта.
В выпускной аттестации было записано: "Дисциплинирован. Хороший организатор. Настойчивый. Волевыми качествами обладает. Внимателен ко всем мелочам. Требователен к себе и подчиненным. Хорошо знает и любит самолет..."
Нет, не мальчишкой, не в детстве пристрастился Яков Матвеев к авиации. Полюбил он ее в годы зрелые и пронес эту любовь через всю свою воинскую службу.
Он начал ее рядовым летчиком в тяжелобомбардировочной авиаэскадрилье на Черном море. Сослуживцы заметили необыкновенную волю, хладнокровие и пытливость молодого летчика. Командир звена не раз отмечал его спокойствие, уверенность в своих силах и знаниях, энергичные действия в воздухе при любой обстановке.
В январе 1936 г. лейтенант Матвеев был назначен летчиком-испытателем. Новая ответственная работа захватила его. В 1938 г. он принял участие в важном перелете по маршруту Таганрог - Севастополь. Полет начался при хороших метеорологических условиях, но на маршруте встретилась низкая облачность и проливной дождь. На море разыгрался девятибалльный шторм. Произвести посадку в районе Севастополя не разрешили. А горючее на исходе.
Положение создалось тяжелое. Порывы ветра бросали самолет из стороны в сторону, заставляя его то взмывать в высоту, то стремительно падать вниз. До предела напрягая силы, используя все свое мастерство в управлении машиной, летчик парировал порывы штормового ветра и смотрел на косматое от белых волн море. Садиться на них - значит нырнуть в пучину.
"Как же быть?" - терзал летчика вопрос. На самый крайний случай был один вариант: посадить морской самолет на сухопутный аэродром. Для летчиков эта посадка, быть может, и не грозит смертельной опасностью, но машина непременно выйдет из строя.
На такое решение Матвеев не мог пойти.
А шторм усиливался. Лейтенант Матвеев кружился над Севастополем, прикидывая в уме, сколько времени он еще может продержаться в воздухе. Когда направление и сила ветра ему стали ясны, он особенно пристально всмотрелся в поверхность бухты, наиболее защищенной от штормовых порывов. Около одного из берегов ее волнение было менее заметно, и Матвеев без колебания повел машину на посадку. Мастерски он посадил самолет, не повредив материальной части. Машина и экипаж были спасены.
За отличное выполнение задания командования в сложных метеорологических условиях командующий Черноморским флотом объявил лейтенанту Матвееву благодарность.
В аттестации за тот год службы, полной преодоления трудностей и опасностей, летчику записали: "...Обладает большой силой воли. Энергичен. Любит летное дело. Аккуратен, физически здоров, вынослив. Избран парторгом".
В ноябре 1940 г. старшего лейтенанта Матвеева, как лучшего летчика, народный комиссар Военно-Морского Флота СССР направляет на Тихий океан. Вначале командиром звена, затем заместителем командира авиаэскадрильи он служит в 16-м авиаполку. В январе 1944 г. его переводят в 12-ю штурмовую дивизию. Освоению нового штурмовика Ил-2, прославленного на фронтах Великой Отечественной войны, капитан Матвеев отдает все силы.
Война против империалистической Японии, к которой он сам готовился настойчиво и готовил своих подчиненных, застала его в должности помощника командира 37-го штурмового авиаполка.
Первый боевой вылет раскрыл бесстрашие и летное дарование его. Капитан Матвеев показал себя подлинным мастером топ-мачтового удара.
Получив задание на уничтожение транспортов противника в порту Юки, капитан Матвеев повел восьмерку штурмовиков в бой.
Порт обступали сопки. Малейшая ошибка в расчете могла стать роковой. Прорывая завесу огня, ведущий, за ним и ведомые снизились до нужной высоты резко, почти пикированием.
- Атака! - коротко скомандовал капитан Матвеев, и пальцы рук летчика легли на гашетки бомбосбрасывателей. Машина неслась на дым и пламя корабельных орудий. Матвееву казалось, что нос самолета вот-вот врежется в борт избранного им транспорта, но он строго выдерживал курс и, тщательно прицелившись, сбросил бомбы.
В этот первый боевой вылет капитан Матвеев вместе со своим напарником лейтенантом Медлевым потопил большой транспорт противника. Через несколько часов во главе десятки штурмовиков Матвеев повторил удар по порту Юки, пустив на дно бухты еще один транспорт.
На второй день войны капитан Матвеев вновь ведет свою группу самолетов и в этом бою сам лично топит транспорт противника в 4000 тонн водоизмещением. Его ведомые потопили два транспорта и разрушили завод. Летчики, воодушевленные боевым примером своего командира, действовали дерзко, уверенно и мастерски.
13 августа 1945 г. командующий Тихоокеанским флотом за образцовое выполнение боевых заданий командования по разгрому захватчиков и проявленные при этом доблесть и мужество наградил капитана Матвеева орденом Красного Знамени. А 14 сентября Президиум Верховного Совета Союза ССР присвоил Якову Ивановичу Матвееву высокое звание Героя Советского Союза.
В. Королев
topovl.ru :. Золотые звёзды тихоокеанцев :. Матвеев Яков Иванович (Золотые звёзды тихоокеанцев)