Последние, по наименованиям, от администрации города Владивостока.
Майор, командир штурмового авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота.
Родился 11 октября 1910 г. в деревне Гусево Московской области.
В 1929 г. по путевке комсомола направлен в летную школу, по окончании которой служил в военно-воздушных силах Черноморского флота.
В 1938 г. прибыл на Тихоокеанский флот. В августе 1945 г. авиаполк под командованием майора Николаева принял активное участие в разгроме японских захватчиков. За проявленную отвагу, стойкость и мужество личного состава 26-й штурмовому авиаполку было присвоено звание - Гвардейский. Личная боевая заслуга гвардии майора Николаева в том, что он умело разработал боевую операцию по уничтожению кораблей и зенитных средств противника в порту и личным участием в этой операции обеспечил ее блестящее выполнение. Его боевые действия воодушевляли летчиков на дерзкие и умелые атаки по вражеским кораблям и объектам.
14 сентября 1945 г. Алексею Михайловичу Николаеву присвоено звание Героя Советского Союза.
Он вспоминает подмосковную деревню Гусево, что невдалеке от Волоколамска, единоличный отцовский надел, на котором сызмальства довелось попотеть, нарядные российские леса. Лето все в работе. Земля держала крепко. Только в семнадцать лет он окончил семилетнюю школу.
В тот важный для него 1927 г., получив школьное свидетельство, Алексей Николаев задумался о путях своей жизни. Деревенский проселок, протоптанный и наезженный отцом и дедом, кончался в Гусево. Тянуло к знаниям, учебе, Москва - рядом! Но семилетка - велика ли подготовка?
В конце года, после завершения сельскохозяйственных полевых работ, Алексей все же уехал в Москву. Он поступил на завод чернорабочим, а затем перешел на Рублевскую насосную станцию.
Всем своим будущим Алексей Николаев обязан Ленинскому комсомолу. В 1929 г. его пригласили в райком ВЛКСМ и предложили путевку в военную авиацию. Но прием в летную школу к тому времени был уже закончен, и ему пришлось довольствоваться школой специальных служб военно-воздушных сил. Через год он получил назначение в отдельный авиационный отряд на должность метеоролога.
Служба в авиации захватила его. И он добился своего: в середине 1932 г. Ленинградская военно-теоретическая школа летчиков была уже позади. Практические навыки летной подготовки он получил в другой, специальной школе. Первый полет на У-2 и Р-1. Он - военный летчик, будущий истребитель!
Однако настоящую летную закалку, школу воинского мастерства прошел за пятилетнюю службу в одной из авиационных эскадрилий на Черноморском побережье. Здесь он в совершенстве овладел самой передовой по тем временам боевой техникой, тактикой воздушного боя, зарекомендовал себя одним из лучших летчиков части.
Это-то и послужило причиной откомандирования его на Дальний Восток, где в 1938 г. обстановка на границе резко обострилась. Военно-воздушные силы Тихоокеанского флота создавались в тревожных условиях: над дальневосточными рубежами нависал опасный враг. Летчику-истребителю Николаеву не довелось принять участия в знаменитых хасанских боях: он прибыл на флот через три месяца после разгрома японских налетчиков. Но в условия настороженной, фактически прифронтовой полосы он вошел с первого же дня, вступив в должность помощника командира авиаэскадрильи.
Теоретические занятия и практические полеты, разбор выполнения задач и новое, более сложное задание. Помощник командира эскадрильи по летной части первым поднимается в воздух, учит летчиков мастерству в воздухе и на земле: в учебном классе и на партийном собрании - он один из самых активных коммунистов. На его долю и выпадает честь стать комиссаром эскадрильи - не кабинетным политическим руководителем, а именно боевым комиссаром, личным примером показывающим подчиненным, каким должен быть наш советский летчик-боец!
Затем снова командная должность. Два года служил капитан Николаев командиром авиаэскадрильи истребительного авиаполка. Полтора года уже длилась война.
В январе 1943 г. его вызвал командующий военно-воздушными силами Тихоокеанского флота. Казалось, что заветное сбылось: он получил наконец путевку на фронт, куда так рвался.
Осведомившись о самочувствии летчика, генерал сказал:
- Товарищ Николаев, вам, как лучшему боевому командиру, поручается ответственное задание: сформировать первый на Тихоокеанском флоте штурмовой авиационный полк...
Ил-2 - эти грозные для врага машины, рожденные в годы войны, - Алексей Михайлович полюбил заочно. Но чтобы они действительно были грозой для противника, летчик-штурмовик должен обладать качествами отважного истребителя и точного, хладнокровного бомбардира одновременно. Штурмовик требовал самого высокого класса пилотирования, способности мгновенной ориентировки и предельных волевых качеств, подлинного бесстрашия.
Полк создавался почти на голом месте. И эти бесконечные нехватки, трудности отнимали много времени и энергии у командира полка. Но "Илы" уходили в воздух, аэродром жил кипучей трудовой жизнью. Ровно через полгода полк превратился в крепкое боевое ядро, заняв одно из передовых мест на флоте по боевой и политической подготовке. Указом Президиума Верховного Совета СССР майор Николаев Алексей Михайлович был награжден орденом Красной Звезды.
26-й штурмовой авиаполк превратился в школу летных кадров. Все они дрались с немецко-фашистскими захватчиками примерно, за что удостоились высоких боевых наград. Из подготовленного летно-технического состава были сформированы две отдельные штурмовые эскадрильи для Тихоокеанского флота.
В августе 1945 г. наступил черед сдачи боевого экзамена и для самого командира полка, и для его воспитанников. Многое из того, что было в те дни, не сохранилось в памяти ни самого командира, ни летчиков, разъехавшихся ныне по всей стране. Но для истории, для потомков остался документ, сухой и строгий. В нем сказано:
"26-й штурмовой авиаполк под командованием майора Николаева принимал участие в разгроме империалистических захватчиков и за короткий срок произвел 119 самолетовылетов, в результате которых потоплено 8 транспортов общим водоизмещением 31 тыс. тонн, уничтожено 3 зенитные батареи, 2 батареи полевой артиллерии, разбито 5 ж.-д. эшелонов, разрушено депо ж.-д. станции Тумынь, взорвано 3 склада с боеприпасами и военным имуществом, сожжено 4 цистерны с горючим и ряд других военных объектов. Кроме того, было рассеяно и частью уничтожено до 4 батальонов пехоты, 5 автомашин с живой силой и техникой. В результате этих боевых действий нашим войскам сдалось в плен несколько тысяч солдат и офицеров. Командир 386-й стр. дивизии 25-й армии горячо поблагодарил летчиков-штурмовиков 26-го штурмового авиаполка за большую, отлично оказанную помощь его войскам.
За проявленную отвагу в боях, за стойкость и мужество, дисциплину, организованность и героизм личного состава 26-му штурмовому авиаполку было присвоено звание - Гвардейский.
Личная боевая заслуга гвардии майора Николаева состоит в том, что он умело разработал операцию по уничтожению кораблей и зенитных средств противника в порту и личным участием в этой операции обеспечил ее блестящее выполнение. Сам Николаев лично потопил два вражеских транспорта. В бою действовал смело, уверенно и мастерски. Его боевые действия воодушевляли летчиков на дерзкие и умелые атаки по кораблям и другим военным объектам противника.
Полк под командованием гвардии майора Николаева при незначительных потерях (два экипажа) нанес большие потери врагу.
13 августа 1945 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и мужество командующий ТОФ наградил Николаева А.М. орденом Красного Знамени. Это третья награда у майора Николаева".
Четвертой и самой высокой награды - ордена Ленина и Золотой Звезды Героя Советского Союза - Алексей Михайлович Николаев был удостоен 14 сентября 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССCР.
В. Королев
topovl.ru :. Золотые звёзды тихоокеанцев :. Николаев Алексей Михайлович (Золотые звёзды тихоокеанцев)