Последние, по наименованиям, от администрации города Владивостока.
Майор, помощник командира полка по летной подготовке и воздушному бою авиационной дивизии Тихоокеанского флота.
Родился 23 апреля 1905 г. в селе Маринцы Ольшанского района Киевской области в большой семье крестьянина-бедняка.
В 1927 г. призван в армию и направлен на Черноморский флот. В 1936 г. окончил Краснознаменную военную школу командиров, а в мае 1939 г. переведен командиром авиаэскадрильи минно-торпедного авиаполка ВВС Тихоокеанского флота. В феврале 1942 г. майор Попович с личным составом своей эскадрильи прибыл в распоряжение ВВС Северного флота.
За проявленное мужество, героизм и высокое воинское мастерство в боях на севере был награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Александра Невского.
В 1943 г. летчик Попович вернулся на Тихоокеанский флот. Участвовал в войне с империалистической Японией. Пользуясь заслуженным авторитетом среди личного состава полка, он увлекал своими бесстрашными действиями весь летный состав на выполнение боевых задач. За девять дней войны с Японией летный состав полка в тяжелых метеорологических условиях совершил 115 боевых вылетов, нанося врагу большие потери. 14 сентября 1945 г. гвардии майору Григорию Даниловичу Поповичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Враг неистовствовал на суше и на море. "Карманный" линкор врага "Адмирал Шеер", обойдя северную оконечность Новой Земли, появился в сентябре в Карском море. Его разбойничьи действия на наших коммуникациях заставили командование срочно подготовить и направить семнадцать самолетов для борьбы с опасным морским пиратом. Два торпедоносца из семнадцати повели экипажи Г. Поповича и командира звена В. Балашова.
Варвары с "Адмирала Шеера" обстреливали порт Диксон, полярные станции, маяки. Здесь линкор встретил решительное противодействие славных экипажей ледокольного парохода "Сибиряков", сторожевого корабля "Дежнев", парохода "Революционер", артиллеристов порта Диксон. Были большие потери среди советских моряков в единоборстве с бронированным чудовищем. Но моряки Заполярья не дрогнули, выстояли...
Летчики-североморцы спешили свести счет с линкором. Но к моменту их прилета вражеский рейдер удрал в свою базу в Норвегии.
28 марта 1943 г. четверка экипажей торпедоносцев во главе с ведущим комэском Поповичем заступила на дежурство.
Капризная и изменчивая погода в Заполярье! Глядишь, все небо затянуто густой, непроницаемой облачностью, а пройдут двадцать-тридцать минут - разомкнутся строи туч и откроют голубой зенит. В тот день именно такая была погода. Воздушная разведка в Сюльте-фьорде (Syltefjord) обнаружила конвой противника. Задача поставлена, определена последовательность взлета и атаки.
Первым от земли отрывает торпедоносец Григорий Попович. С ним в экипаже летят штурман Юрий Кочелаевский, воздушные стрелки Николай Аристархов и Дмитрий Гавриченко.
Вторым повел машину Виктор Глушков со штурманом Алексеем Костылевым, воздушными стрелками Акимом Панисько и Николаем Диденко.
Затем взлетел Василий Киселев с боевыми друзьями - штурманом Михаилом Покало, воздушными стрелками Иваном Бердниковым и Владимиром Жучковым.
За ним ушел в воздух самолет, которым управлял летчик Иван Дубинец, штурман Сергей Святков, воздушные стрелки Леонид Устьянский и Алексей Чередниченко.
Низко над морем понеслись грозные торпедоносцы, едва не задевая своими могучими крыльями волны моря. Курс у них один - на врага... Вскоре из-за неисправности возвратился на аэродром экипаж Дубинца.
...Слева что-то затемнело. Попович развернул самолет к пятну, за ним вся группа, всмотрелся до рези в глазах. Пятно не исчезло, а даже увеличилось. "Корабль", - вспыхнула надежда. Но нет! Из дымки проступил изрезанный заливчиками скалистый берег большого фиорда.
Ведущий вел торпедоносец вдоль берега, навстречу конвою, удаляясь все дальше и дальше на северо-запад. Попович отдал распоряжение ведомым:
- Внимание за воздухом и морем, подходим к району нахождения кораблей противника.
И вот во мгле стали расти черные точки.
- Конвой слева! - доложил Кочелаевский комэску. Попович сразу же уточнил:
- Вижу три транспорта и восемь кораблей охранения. Теперь экипажи ведущего и ведомые видели - прижимаясь к берегу, в сторону Киркинеса шел конвой.
Впереди всех, разрезая свинцовые волны, прокладывал путь эскадренный миноносец. Один за другим за ним следовали три тяжело груженных транспорта в двенадцать, семь и шесть тысяч тонн. Со стороны моря и кормы транспорты охранялись сторожевыми кораблями. Охранение было сильным! Видимо, груз заслуживал того.
- Внимание, атака! - сигналами и по радио передал комэск ведомым. На первый, самый большой транспорт, пошел Попович, на второй - Глушков, на третий - Киселев и Дубинец.
Корабли охранения открыли ожесточенный огонь. Из облаков, нависших над морем, вываливались вражеские истребители и мчались наперерез торпедоносцам. На пути советских самолетов начала вспухать над морем сплошная водяная стена - береговая артиллерия ставила водяную завесу.
Самолет комэска вздрогнул. От него отделилась торпеда. Сбрасывали торпеды и ведомые. Только маневр и уклонения могли решить благополучный исход атаки.
Задача была выполнена. Враг недосчитался трех транспортов общим водоизмещением в двадцать пять тысяч тонн.
...Шли дни, заполненные воздушными боями, напряженным трудом и учебой на земле. 15 июня наши торпедоносцы, ведомые майором Григорием Даниловичем Поповичем, вылетели для нанесения удара по крупному конвою противника. Рядом с комэском шли его воспитанники Вячеслав Балашов, Владимир Агафонов и летчики второй эскадрильи Сергей Макаревич и Петр Попок.
После трудного и продолжительного полета над морем в одном из отдаленных районов вражеский конвой был настигнут. Танкер и два крупных тяжело груженных транспорта шли под охраной двенадцати военных кораблей. Видимо, фрицы дорожили грузом.
- Идем в атаку фронтом, - передал своим летчикам ведущий группы.
Быстротечен бой торпедоносцев. Вскоре он достиг наивысшей точки напряжения: разметавшиеся в разные стороны корабли вражеского конвоя открыли яростный огонь. Машины получали одно за другим повреждения, но с боевого курса не сворачивали. Сжав штурвал, Попович вел свой торпедоносец на танкер, справа над волнами шел Агафонов и Балашов. На транспорт нацелили свои самолеты Макаревич и Попок.
В прицеле штурман ведущего Виктор Теплов уже ясно различал борт фашистского танкера. Но Попович был хладнокровен, стараясь подойти еще ближе, чтобы удар был верным. Гитлеровцы вели беспорядочную стрельбу по приближающемуся торпедоносцу. Но тщетны были их попытки свернуть краснозвездный самолет с боевого курса.
- Торпеда сброшена! - услышал комэск голос штурмана. Вскоре от угодившей в цель торпеды экипаж увидел сильный взрыв. От фашистского танкера столбом повалил густой, черный дым.
Мужественно, умело действовали наши торпедоносцы. Был потоплен еще один транспорт водоизмещением в восемь тысяч тонн.
Грозен был счет с фашистами комэска Г.Д. Поповича. На Северном флоте его экипаж уничтожил на аэродромах пятнадцать самолетов противника и четыре повредил, им лично потоплено три транспорта и сторожевой корабль водоизмещением 20 000 тонн и в группе - четыре транспорта и танкер противника.
В июле 1944 г. майора Г.Д. Поповича, как наиболее опытного командира и летчика-торпедоносца, вновь направили служить в 4-й минно-торпедный полк на Тихоокеанский флот. Там он в должности помощника командира авиаполка продолжал передавать свой богатый боевой опыт, щедро делиться знаниями с авиаторами-тихоокеанцами.
В августе 1945 г. в войне против империалистической Японии звено торпедоносцев, ведомое Поповичем, обнаружило и атаковало японский эскадренный миноносец. Несмотря на резкое маневрирование цели и сильный заградительный огонь, торпедоносец Поповича настиг и потопил вражеский корабль.
Командование Тихоокеанского флота высоко ценило подвиги и мужество Поповича. 14 сентября 1945 г. Григорию Даниловичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Ранее Г.Д. Попович был награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Александра Невского.
В. Минаков
topovl.ru :. Золотые звёзды тихоокеанцев :. Попович Григорий Данилович (Золотые звёзды тихоокеанцев)