Последние, по наименованиям, от администрации города Владивостока.
Капитан II ранга, командир подводной лодки С-56 Северного флота.
В июне 1937 г. лейтенант Щедрин прибыл на Тихоокеанский флот старшим помощником командира подводной лодки Щ-114, а через год - командиром Щ-110.
В 1942 г. был переведен вместе с подводной лодкой С-56 на Северный флот. За годы войны экипаж легендарной лодки потопил 10 и повредил 4 транспорта противника.
Григорий Иванович Щедрин родился 1 декабря 1912 г. в городе Туапсе. Жизнь не баловала Григория Ивановича в детские годы: в 7 лет пошел учиться, а уже в 12 вынужден был работать на лесозаготовках. Но мальчик не мыслил свою жизнь вне моря и в 1926 г. поступил юнгой на двухмачтовую шхуну "Диоскурия". Так началась флотская карьера будущего адмирала. В 1927 г. вступил в комсомол. В последующие годы совмещал учебу с плаванием матросом на судах Черноморского пароходства и по окончании семилетки был направлен от Туапсинского порта в Херсонский мортехникум.
Учеба, плавания, комсомольская работа заполнили три года. В августе 1932 г. принят кандидатом в члены ВКП(б). В этом же году закончил судоводительское отделение и вскоре принял дела штурмана на танкере "Совет горнорабочих". Начались интересные плавания. Рейсы во Владивосток, Кейптаун, порты Европы стали школой практического плавания для молодого штурмана.
После учебы, в июне 1937 г., лейтенант Щедрин был назначен старшим помощником командира подводной лодки Щ-114 Тихоокеанского флота, а через год - командиром Щ-110.
За два года командования подводной лодкой Григорий Иванович всей душой сроднился с экипажем. Много тысяч миль прошла Щ-110 в дальневосточных морях, побывала в десятках бухт, провела две зимовки за ледовой кромкой. Экипаж завоевал 6 флотских призов, а в 1939 г. вышел на первое место на Тихоокеанском флоте. В этом же году Григорий Иванович принят в члены ВКП(б).
В 1941 г. старший лейтенант Щедрин был назначен командиром подводной лодки С-56.
Упорный труд экипажа принес заслуженный успех - первую задачу сдали на "отлично". После первой задачи вышли в море. Плавание проходило в суровых зимних условиях. Накапливали свой опыт, учились у товарищей, изучали опыт подводников действующих флотов. К концу зимы, сдав все задачи, С-56 вошла в строй боевых кораблей Тихоокеанского флота.
Начались тревожные будни боевой учебы. С западных фронтов шли безрадостные вести, империалистическая Япония, несмотря на нейтралитет, требовала постоянной готовности флота - обстановка была крайне напряженной.
В 1942 г. принято решение об усилении Северного флота за счет перевода шести подводных лодок из состава Тихоокеанского флота.
К переходу было приказано готовить и подводную лодку С-56. Предстояло совершить почти кругосветное плавание через Тихий океан, Панамский канал, Атлантику в воды Северного Ледовитого океана.
Правительственное задание было выполнено. Переход завершен успешно. За кормой С-56 осталось 17 210 миль.
29 марта 1943 г. С-56 вышла на выполнение своего первого боевого задания. После высадки разведгруппы на вражеский берег подводная лодка заняла назначенную позицию и начала настойчивый поиск врага. 10 апреля в районе мыса Слетнес (Slettnes, Tanafjord) в корме обнаружили конвой в составе десяти кораблей. Разворачиваться было поздно, и капитан-лейтенант Щедрин атаковал из кормовых торпедных аппаратов головной транспорт. Первая победа!
Подводная лодка продолжает поиск. На четвертый день командир отделения акустиков старшина 2-й статьи Круглов снова обнаружил шум винтов кораблей противника. Три транспорта в охранении шести сторожевых кораблей и нескольких больших охотников спешили в сторону фронта. Прорвав кольцо охранения, командир уже приготовился дать команду выпустить торпеды по самому крупному транспорту, но в этот момент на подводную лодку посыпались глубинные бомбы, во всех отсеках погас свет. Отказаться от атаки? Нет! Это не в характере тихоокеанцев. Мгновенно созревает дерзкий план: погрузиться, нырнуть под транспорт и атаковать его с противоположной стороны кормовыми торпедными аппаратами. Нырнули. С минимальной дистанции выпустили торпеды. Вскоре все услышали два взрыва. Фашистский сторожевой корабль был сильно поврежден. Снова лодка стремительно уходит на глубину, снова сторожевики бросаются в атаку, но безрезультатно...
Две атаки, две победы. Начало неплохое.
В мае С-56 вышла в свой второй боевой поход. Заняли позицию, начали поиск. Вскоре услышали приближающиеся издалека взрывы глубинных бомб: это гитлеровцы производили контрольное бомбометание, рассчитывая, что советские подводные лодки в страхе разбегутся с пути конвоя. На самом же деле все получилось наоборот: как только подводники услышали глухие удары глубинных бомб, они устремились навстречу врагу. Григорий Иванович Щедрин направил лодку прямо на взрывы. Вскоре в перископ определил состав конвоя: крупный танкер, транспорт и восемь сторожевых кораблей. - Торпедная атака!
Пройдя под линией охранения, командир тщательно произвел расчеты и дуплетом атаковал врага. Немецкий танкер медленно пошел на дно, а транспорт в пять тысяч тонн водоизмещением получил серьезные повреждения. На поверхности моря загорелся бензин... Сторожевые корабли бросились в атаку на лодку, но тут подводникам помогли друзья-авиаторы. Они атаковали незадачливых "сторожей", а тем временем не мешкая С-56 убралась подальше от опасного района.
В следующем походе, 17 июля, у знакомого мыса Слетнес дуплетом из двух торпед С-56 пустила на дно сторожевой корабль и повредила минный заградитель. А через два дня экипаж С-56 записал на свой счет еще два фашистских корабля: тральщик и противолодочный корабль.
После четырех боевых походов на счету С-56 было уже 9 потопленных и поврежденных фашистских кораблей, а капитан II ранга Щедрин завоевал славу командира, не возвращающегося в базу без победы.
Свой очередной вклад в дело победы над врагом экипаж С-56 внес 28 января, пустив на дно немецкий транспорт в пять тысяч тонн водоизмещением.
В победах, одержанных экипажем лодки, проявились блестящие черты советского военного моряка, черты, из которых слагается прославленный образ воина-гвардейца. Настойчивость поиска, решительность в бою, умелое владение вверенным оружием, вера в победу и упорство в ее достижении - сказывались в каждой из схваток и приносили желанное боевое торжество.
Гвардейская Краснознаменная С-56 продолжала службу на Северном флоте, а в 1954 г. вернулась на Тихоокеанский флот.
В последние годы С-56 использовалась как учебно-тренировочная станция. Несколько поколений подводников училось в ее отсеках бороться за живучесть подводного корабля, училось мужеству.
В 1972 г. Военный совет Краснознаменного Тихоокеанского флота принял решение о создании мемориала гвардейской Краснознаменной подводной лодки С-56 на Корабельной Набережной в городе Владивостоке.
К. Шопотов
topovl.ru :. Золотые звёзды тихоокеанцев :. Щедрин Григорий Иванович (Золотые звёзды тихоокеанцев)