Последние, по наименованиям, от администрации города Владивостока.
Старший лейтенант, командир авиаэскадрильи Тихоокеанского флота.
Прибыл на Тихоокеанский флот после учебы в Ейском авиационном училище. Принимал участие в боях против японских империалистов.
За умелое руководство эскадрильей, образцовое выполнение боевых заданий, за мужество и героизм И.А. Серову 14 сентября 1945 г. присвоено звание Героя Советского Союза.
Биография И.А. Серова - это биография сотен тысяч простых людей, воспитанных Коммунистической партией: скромных, но смелых, готовых в любую минуту отдать жизнь во имя Родины. Ровесник Великого Октября, Илья Александрович жил, воспитывался и прошел вместе с ним через годы первых пятилеток, успехи социалистических преобразований, военные испытания.
Незаметно пролетели три года учебы в Ейском училище. При распределении Илья Серов попросился на Тихоокеанский флот. Дальний Восток - край, овеянный романтикой, богатый революционными и боевыми традициями. Здесь тогда произошли памятные события: в 1938 г. японские самураи были разгромлены у озера Хасан, а через год - на Халхин-Голе.
Летное дело давалось Серову легко. Позже в служебной аттестации командиры отметят: "Море и службу любит. Решителен и смел..." Вскоре он вступает в ряды Коммунистической партии, переводится в штурмовую авиацию и назначается заместителем командира эскадрильи. Теперь Серов учится не только сам, но и отвечает за обучение и воспитание других.
...Война уже шла полгода. Как-то вечером зашел к командиру полка, надеясь поговорить по душам. Но разговор получился совсем другой.
- Вот и хорошо, что вы сами пришли, а я было только собирался вас вызывать, - сказал командир, оторвав на минуту взгляд от какого-то документа. - Вот представление. Назначаем вас командиром молодежной эскадрильи. Будете учить мастерству молодых пилотов. Надо за короткое время научить их не только хорошо летать, в совершенстве владеть боевой машиной, но и умело драться в воздухе. Наш фронт здесь. Кто знает, когда мы вступим в бой, может, остались месяцы, а может, - дни. Значит, нельзя опускать руки, надо еще настойчивее готовиться к схватке.
Наступила эта схватка, к которой упорно готовились авиаторы-тихоокеанцы, уже после окончания войны с фашистской Германией. К тому времени старший лейтенант Серов возглавил другую эскадрилью, ее летчики пересели на более мощные штурмовики - Ил-10, а сам Илья Александрович за успешную подготовку кадров был отмечен двумя правительственными наградами.
8 августа 1945 г. во второй половине дня Серова вызвали в штаб полка. Здесь царило необычное оживление.
- Война, товарищи офицеры, - сказал командир. - Наступил и наш черед. Получен приказ - вылететь полком на поддержку действий флота.
Взвивается в воздух ракета. Эскадрилье - взлет. Надрывно ревут моторы, пара за парой, отрываясь от земли, скрываются в сером мареве самолеты и ложатся на курс.
Порт открылся внезапно. И тут, словно по команде, заговорила артиллерия. Сотни огненных трасс устремились к самолетам. Яркими кометами пошли к земле реактивные снаряды, гулко застучали пушки, полетели бомбы. Один заход, второй, третий... Грозен огонь штурмовиков.
Штурмовать порт в этот день летали еще дважды. Больше всего запомнился этот, третий по счету. В нем командир эскадрильи возглавил ударную группу из шести самолетов. К цели шли низко над морем. Миновали узкий пролив, приготовились к атаке. На каждую цель для гарантии выходили два самолета. Атаковали, как учил опыт Великой Отечественной войны, на уровне топовых мачт. Штурмовики подходили на бреющем полете. На расстоянии 200-400 метров от судна бросали бомбы и взмывали вверх, буквально перепрыгивая через топ-мачты, делали противозенитный маневр, прижимались к воде и уходили. А бомбы, рикошетируя от поверхности воды, достигали борта вражеского корабля.
Это была ювелирная работа. Каждый такой вылет был подвигом. Чтобы атаковать с таких малых высот, требовались железная выдержка летчика, отвага и точный расчет. Любая незначительная ошибка могла закончиться плохо. Но разве не этому учил Серов летчиков эскадрильи, воспитывая у них выдержку, прививая высокие морально-боевые и психологические качества?
Порт ощетинился огнем всех средств. Враг знал эффективность топ-мачтового бомбометания, поэтому снарядов не жалел. Вот уже видны стоящие у причала суда. Это военные транспорты. На них солдаты и офицеры врага, боевая техника, боеприпасы. Все это не должно дойти до поля боя. Со стремительной быстротой приближается громада корабля. Еще мгновение, еще... Рука нажимает кнопку сброса бомб. И в тот же миг, освободившись от тяжелой ноши, самолет взмывает вверх. Но впереди высокие сопки. Уходить от цели только назад, боевым разворотом, в море. Взрывная волна слегка подбрасывает машину. Точное попадание! Корабль противника накренивается на корму, разламывается и медленно уходит в морскую пучину. По радио слышны доклады: "Готов второй! Поврежден третий!" И вдруг знакомый голос ведомого: "Подбит. Машина неуправляема. Перебиты тяги руля высоты. Пытаюсь держать самолет триммерами. Выход один - садиться на воду". Садиться на воду! На такой тяжелой машине это немыслимо. Что делать? Как помочь товарищу?
- Коля, тяни подальше от бухты, - как можно спокойнее передал комэск по радио. - Там должны быть наши катера. Мы прикроем.
Самолет, подвластный высокому искусству летчика, несколько километров летел по прямой, а затем стал зарываться в волнах. И тут произошло то, что мы называем высшим проявлением товарищества. Летчик был ранен легко и мог спастись. Он выпустил лодку, но обернувшись, увидел безжизненное лицо Юрия Самосвалова - своего верного стрелка-радиста. Тот лежал окровавленный в развороченной снарядом кабине. Самолет медленно погружался в воду. Дорога была каждая секунда. Еще немного - и для них обоих не будет спасения. Но разве мог лейтенант Сафонов покинуть своего товарища?
Не прекращая боя, штурмовики организовали охрану товарищей до подхода катера. Моряки подобрали лодку, в которой лежали бесчувственный стрелок-радист и Сафонов. Стрелку-радисту сделали операцию и спасли жизнь, а Сафонов уже через несколько дней занял свое место в боевом строю...
В этом бою шестерка эскадрильи Серова пустила на дно два военных транспорта противника водоизмещением 4-5 тысяч тонн каждый. Один из них был потоплен лично командиром. За этот бой летчиков наградили орденами и медалями, орден Красного Знамени получил Илья Александрович.
Необычайно сложной была операция при овладении портом Сейсин (Чхонджин). Над морем стоял густой туман. На выполнение этой задачи десантники пошли без прикрытия авиации. И только когда чуть просветлело, в бой ринулись штурмовики. Японцы сопротивлялись отчаянно. Пробиться сквозь огненный смерч было нелегко. Но дерзость летчиков оказалась сильнее. Обрушив на врага всю мощь своего оружия, авиаторы помогли десанту выполнить приказ...
А. Шабалин
topovl.ru :. Золотые звёзды тихоокеанцев :. Серов Илья Александрович (Золотые звёзды тихоокеанцев)