Последние, по наименованиям, от администрации города Владивостока.
Капитан II ранга, командир атомной подводной лодки Тихоокеанского флота.
Службу на Тихоокеанском флоте начал на легендарной подводной лодке С-56 командиром торпедной группы, дошел до командира атомной подводной лодки.
Звание Героя Советского Союза присвоено за поход в группе атомных подводных лодок.
Мы с вами, конечно, знаем другие слова, те, которые родились в годы минувшей войны и вошли в известную флотскую песню: "Морская гвардия идет уверенно..."
Да, была и есть морская гвардия, испытанная и проверенная в огне, умеющая смотреть в глаза любой опасности, гроза для недругов. У моряков старшего поколения с нею связаны воспоминания об их боевой юности.
В гвардию, родившуюся в годы войны, я попал в 1952 г. Тогда меня назначили командиром торпедной группы на знаменитую С-56. Гордился я этим и немножко побаивался. Сумею ли стать достойным членом экипажа гвардейской Краснознаменной подводной лодки, которая потопила десять вражеских кораблей? Понятно, что старался служить изо всех сил. И пройденная в том экипаже школа оказалась очень нужной.
Запомнился такой эпизод. Однажды я решил провести учение по приготовлению торпед. Подал команду. Старшина, плотный, чернявый, с лукавинкой в глазах моряк, продублировал ее. Смотрю, матросы действуют правильно, но как-то вяло. Перехватил один-два брошенных на меня недоуменных взгляда, думаю: "В чем дело?"
Все объяснил старшина. Подошел и говорит: - Это для нас, товарищ лейтенант, давно пройденный этап. Позвольте, я продолжу учение.
И вот погас свет. В отсеке тьма кромешная. Только слышу короткие команды да стук инструмента. "Уж не разыгрывают ли меня?" - мелькнула мысль.
Зажегся свет. Матросы стоят на своих местах. Старшина, как положено, доложил, что учение проведено, торпеды приготовлены. Проверил - да, приготовлены, и притом безошибочно.
Не просто хороший, а самый высокий уровень выучки, боевого мастерства держал гвардейский экипаж. И было нелегко оправдывать честь служить в нем. И вот так получилось, что впоследствии, пройдя многие командные ступени, я оказался командиром корабля и тоже гвардейского. Но между этими кораблями лежит целая эпоха в развитии нашего флота.
Если бы тогда кто-то сказал, что мне придется командовать подводной лодкой, дальность плавания которой практически не ограничена, способной месяцами не всплывать из глубин и развивать в течение сколь угодно длительного времени большую скорость, я бы назвал такого человека неисправимым фантазером. Но то, что казалось чудом, обрело реальность. И атомные подводные корабли ныне составляют боевую мощь флота, его главную ударную силу. В связи с этим мне показалось правомерным употребить слова "океанская гвардия", чтобы подчеркнуть новое качество нынешней флотской гвардии.
Представим себе хотя бы один день из нашей кругосветной эпопеи. Обычный походный день. Подводная лодка ровно идет в глубинах, хотя наверху разгулялись огромные океанские волны. Много бы я дал за то, чтобы со стороны полюбоваться нашим грозным кораблем, стремительно пронизывающим толщу вод. Красивое, должно быть, зрелище!
В отсеках - привычная, размеренная жизнь. Сменяются вахты, проводятся занятия, тренировки. Я вижу вокруг себя знакомые лица. Вот, например, офицер, несущий вахту на пульте управления энергетической установкой. По внешности обыкновенный подводник. Но таких офицеров-инженеров, связанных с атомной энергетикой, раньше не было. Занимается своим делом старшина команды трюмных главный старшина Хизуненко. Приятно смотреть, как уверенно обращается он с техникой - да еще с какой! Между прочим, у него проявляется жилка новатора. А тут нужны и знания и смелость.
В назначенный час собираю на тренировку вахтенных офицеров. Среди них есть совсем молодые люди. На какой-то миг мелькает мысль, что и я когда-то был таким же, испытывал те же трудности флотского становления. Но тут же думаю: нет, мне начинать службу, пожалуй, было легче. Вот я учу их сейчас оценивать обстановку, делать расчеты, принимать решения. Но в пору своей молодости я не бывал в такой обстановке, не делал таких расчетов, не принимал таких решений. Другие скорости, другое оружие, другие задачи.
Возможно, что кто-то из этих вахтенных офицеров в недалеком будущем сам станет на командирское место. И помня об этом, я стараюсь передать им часть своего опыта, показываю, как важно быстро разбираться во множестве данных, сполна использовать изумительные маневренные возможности атомного корабля.
Тренировкой остался доволен - офицеры действовали хорошо. Иду по отсекам, чтобы кое-что проверить, поговорить с моряками. Отсеки у нас просторные. Подвахтенные отдыхают - кто за шахматной доской, кто за книгой, кто слушает негромкую музыку. В одном из отсеков встретил политработника Ляхова.
- Предлагаю, - говорит Петр Васильевич, - обобщить и распространить опыт боевой смены инженер-капитан-лейтенанта, - и называет фамилию одного из офицеров.
- Почему? - спрашиваю. - У нас и другие смены хорошие.
- Верно. Но у этого офицера есть любопытная особенность. Только сейчас слушал, как он инструктирует заступающих. Досконально разобрал недостатки предыдущей смены, каждому дал совет. И не просто общими словами ограничился, а учел подготовку моряков, особенности их характеров. Так сказать, сочетание сторон технической и человеческой.
- Хорошее сочетание, - согласился я.
И в самом деле: мы уже давно в океане, давно наша жизнь замкнута в отсеках. Это, конечно, сказывается на людях, на их психологическом состоянии. И вот инженер-капитан-лейтенант, как истинный педагог, воздействует на их душевный настрой. Для всех нас это очень важно.
Предложение политработника одобрил. Решили вечером потолковать с коммунистами, привлечь к обобщению опыта передовой смены побольше активистов.
Побывал я и в штурманской рубке. Вот где особенно чувствуется и современность нашего корабля, и необычность совершаемого им похода. Мы не всплывали на поверхность океанов, шли районами, где советские корабли не бывали. Нам только карты говорили, какими местами идем. Но то, что ложилось на карты, - результат напряжённейшей работы штурманов, использовавших новейшее навигационное оборудование. Не видя ни звезд, ни береговых ориентиров, мы в любой момент точно знали место своего корабля.
Зашел я к штурманам, чтобы уточнить некоторые детали намеченного на тот день учебного маневра. Вскоре мы его осуществили. Маневр проводился весьма сложный. Несмотря на всю ответственность момента и занятость, я не мог не подумать о качествах нашей подводной лодки. Она превосходно поддавалась управлению.
Поход группы атомных подводных лодок записан в историю нашего флота как одна из его ярких страниц. И мы, конечно, гордимся этим. Но мы знаем и о том, что сейчас многие корабли советского флота способны совершить нечто большее. Несомненно, ряды океанской гвардии, покоряющей необозримые водные пространства и глубины от Арктики до Антарктики, будут расти. Залог тому - большая забота партии и народа о дальнейшем росте боевой мощи нашего флота.
В. Виноградов
topovl.ru :. Золотые звёзды тихоокеанцев :. Виноградов Вячеслав Тимофеевич (Золотые звёзды тихоокеанцев)