Последние, по наименованиям, от администрации города Владивостока.
Капитан, командир эскадрильи 37 штурмового авиаполка Тихоокеанского флота.
Во время налета на порт Юки коммунист Воронин со своими летчиками смело прорвался через сплошную завесу зенитного огня и заставил замолчать его орудия. Самолет командира получил несколько пробоин, перестал слушаться руля, но герой-тихоокеанец не вышел из боя до тех пор, пока не отбомбились летчики его эскадрильи. В этом бою были уничтожены три вражеские батареи.
Порт Юки подвергся удару штурмовиков. Группу отвлечения и подавления огня вел капитан Воронин. При штурмовке одной из 5 батарей его машина была серьезно повреждена, на ней едва можно было дотянуть до аэродрома. Воронин сманеврировал, стал выходить из зоны зенитного огня. Но в это время он увидел, что вражеские зенитки, спрятанные в одном из дворов городской улицы, открыли огонь по "Илам", действующим с низких высот. Пренебрегая опасностью, командир эскадрильи вступил в поединок с зенитной батареей.
Когда самолет отважного пилота переходил в пике, враги бросали пушки и прятались в щели. Этим и воспользовался Воронин.
Он трижды атаковал позицию батареи и вывел орудия из строя, но и самолет получил повреждение. Машина плохо слушалась управления, особенно при противозенитном маневре. Пришлось маневрировать только высотой, чтобы избежать прямых попаданий. Однако от осколков уберечь машину не удалось. Несколько из них угодило в самолет, и он перестал слушаться рулей поворота.
Штурмовики, нанеся удар по транспортам, уходили к месту сбора.
Прикрывая группу, последним зону боя оставил капитан Воронин. Пилотировать самолет было невероятно трудно. Когда летчик все же дотянул до аэродрома и посадил машину, к нему подбежал инженер.
Он тут же бегло осмотрел самолет и развел руками: только исключительным напряжением воли и искусством пилотирования можно было объяснить то, что капитану Воронину удалось спасти машину.
Летчики эскадрильи действовали отлично. Они потопили три транспорта противника.
В бою над портом Юки младший лейтенант Кипарисов оказался не в лучшем положении, чем командир. Отойдя с резким скольжением от тонущего транспорта, он начал набирать высоту. Машину резко подбросило вверх, она потеряла управление. Кипарисов выровнял самолет, но рули поворота не действовали: они были повреждены вражеским снарядом. Летчик руками подтягивал тросы, заставляя машину выдерживать нужный курс. Он долетел до аэродрома и посадил штурмовик.
Поврежденные машины сразу же окружили ремонтники. Инженеры и техники старались как можно быстрее ввести их в строй, но капитану Воронину не терпелось, он не отходил от ремонтирующегося самолета. Сидеть на аэродроме в такие ответственные часы, когда летчики полка и эскадрильи неутомимо действуют, казалось нестерпимой пыткой.
А тут еще стало известно о героической смерти младшего лейтенанта Янко, одного из воспитанников капитана Воронина. Не хотелось верить, что смелый летчик погиб. Воронин до мельчайших подробностей расспрашивал участников налета на военные объекты Расина о том, как случилась эта трагедия, и вместе со всей эскадрильей, со всем полком горько переживал потерю боевых товарищей и поклялся мстить врагам.
...Он вел шестерку штурмовиков к порту, в котором находилось три транспорта противника, но они были атакованы другими самолетами, и "Илы" капитана Воронина в воздухе перенацелили на порт, расположенный южнее.
Зайдя с тыла на территорию врага, Воронин, используя дли прикрытия сопку, вывел самолет к порту. За ведущим тесным строем шла группа. Ее встретили огнем береговых зенитных батарей и корабельных установок. В воздухе появилась четверка истребителей И-0 (Mitsubishi A6M Zero).
Капитан Воронин осмотрелся. В порту стояли эсминец, сторожевой корабль, танкер и другие корабли противника. Сделав противозенитный маневр всей группой и не обращая внимания на вражеские истребители, командир эскадрильи атаковал миноносец. За ним шел однофамилец - младший лейтенант Воронин. Облегчая атаку командира, он вел пушечный и пулеметный огонь по зенитным средствам эсминца.
Самолет грозно надвигался на корабль, и можно было подумать, что летчик идет на таран. Однако на предельно близкой дистанции капитан Воронин сбросил две бомбы с высоты, не превышающей десяти - пятнадцати метров. Позади раздался взрыв. Пламя смешалось с клубами пара. Оказывается, бомбы попали в машинное отделение.
Эсминец скоро затонул.
...В дни неутомимой учебы и в страдные дни боев капитан Воронин был душой эскадрильи. Еще во время учений их называли "бесстрашными орлами". Такими они оказались и в бою. Одна эскадрилья дала Родине трех Героев Советского Союза.
Это высокое звание было по праву присвоено и командиру эскадрильи капитану Воронину Ивану Федоровичу.
В. Королев
topovl.ru :. Золотые звёзды тихоокеанцев :. Воронин Иван Федорович (Золотые звёзды тихоокеанцев)