Последние, по наименованиям, от администрации города Владивостока.
Младший лейтенант, командир звена 37-го штурмового авиационного полка военно-воздушных сил Тихоокеанского флота.
Родился в 1922 г. в селе Всеволодовка Айыртауского района Кокчетавской области в семье крестьянина. После окончания средней школы был призван в Красную Армию. Специальность летчика получил в Днепропетровской школе пилотов.
В 1944 г., по окончании Военно-морского авиационного училища, М. Янко получил назначение на Тихоокеанский флот в состав штурмовой авиации.
В мае 1945 г., как проявившего замечательные качества летчика-штурмовика, командование назначает его командиром звена.
10 августа 1945 г. Михаил Янко участвовал в боевом вылете, в нанесении бомбоштурмового удара по японским транспортам в порту Расин (Rason). После штурмовки его самолет не вернулся на аэродром. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза 14 сентября 1945 г.
В 1944 г. Янко отлично окончил военно-морское авиационное училище и прибыл в часть штурмовой авиации. Был он смуглолицым, черноволосым, говорил отрывисто, кратко. Никто не видел его без дела. Учился вдумчиво, каждый полет совершал размеренно и четко, стараясь применить в нем все свои теоретические знания.
Всем запомнилось, как он бомбил морскую цель. Это была ювелирная работа, но Янко на поздравления товарищей ответил сдержанно, он хотел большего...
13 августа днем с шести торпедных катеров мы высадили первый бросок десанта в Сейсине (Чхонджин) - в рыбном порту. Было условлено, что катера, отойдя мористее, будут ждать сигнала с берега; если зацепиться за берег не удастся, отряд морских разведчиков и рота автоматчиков морской пехоты пробьются в рыбный порт, и торпедные катера возьмут их на борт. Однако до вечера сигнала не последовало, и мы двинулись в главную базу. По пути стало известно, что наши высадились и в Расине.
Расинский порт горел. В охваченных огнем складах рвались боеприпасы. Наши десантники пока контролировали только территорию порта. Город еще предстояло окончательно очистить от остатков вражеских войск.
Торпедные катера простояли до утра у портовой стенки. На рассвете 14 августа майор Тарасенко провел нас с группой катерников к развалинам большого кирпичного здания. Метрах в восемнадцати от него лежал морской летчик. Его обнаружили в порту наши десантники. Лицо, голова, синий флотский китель обгорели. Но погоны с одной белой звездочкой младшего лейтенанта и летной эмблемой хорошо сохранились. Мы сняли фуражки и долго стояли молча.
Через час торпедный катер вышел из бухты и взял курс на Владивосток. Мне поручено было доставить туда первую группу пленных офицеров. Их охраняли два моряка-автоматчика. Я же не выпускал из рук увесистый пакет, обернутый толстой желтой бумагой и перевязанный шпагатом. Его надо было вручить командованию 12-й штурмовой дивизии.
Начальник политотдела дивизии, высокий, широкоплечий подполковник, был крайне взволнован. Торопливым движением вскрыл пакет - в нем были окровавленный и обгоревший комсомольский билет на имя Янко, удостоверение личности, тоже обгоревшее, самодельная зажигалка и дюралевый портсигар с изображением парящего в воздухе орла. Мы молча разглядывали документы и незамысловатые вещи погибшего летчика.
А в это время в далеком северокорейском городе Расине военные моряки кораблей, которыми командовал Полтавский и Малик, хоронили героев: летчика Михаила Янко и стрелка Ивана Бабкина. На могильный холмик воины флота возложили лопасть от винта героического самолета и украсили его полевыми цветами.
Весть о героическом подвиге комсомольцев Михаила Янко и Ивана Бабкина облетела все полки штурмовой дивизии. Имя Янко не сходило с уст летчиков. Прокатилась волна митингов. Штурмовики видели в героическом поступке Янко выражение беспредельной верности Родине.
На Тихом океане Михаил Янко показал себя замечательным летчиком-штурмовиком, смелым, находчивым, хорошо владеющим своей специальностью. Его полюбили летчики и весь личный состав первой авиаэскадрильи, в которой он служил.
...Утро 9 августа 1945 г. выдалось в районе границы пасмурное и ветреное. Со стороны моря шли тяжелые темные тучи, закрывшие вершины сопок. Погода была нелетной, но морская авиация действовала.
В первый боевой вылет Михаил Янко направился в составе шестерки штурмовиков. Удар наносился по огневым средствам ПВО врага в порту Юки (Unggi). Шестерка "Илов" уничтожила три батареи вражеской зенитной артиллерии. Янко боролся с зенитчиками дерзко и умело. Задача была выполнена.
В тот же день штурмовики совершили повторный налет на порт Юки. Бомбовый удар был направлен по транспортам противника. Длительная боевая учеба принесла свои плоды: от бомб, сброшенных с самолета Янко, загорелся транспорт.
Первую половину следующего дня штурмовики провели в нетерпеливом ожидании. Они хорошо подготовились к полету. Яркое августовское солнце стояло над головой, а приказа о вылете не поступало.
Грозные боевые машины поднялись в воздух только после полудня. Внизу проплывали широкие долины, покрытые пестрым ковром, ослепительным светом искрились разводья озер, окаймленные зелеными сопками. Михаил Янко видел все это в последний раз... После штурмовки Расина его самолет не вернулся на аэродром.
Величие подвига Михаила Янко состоит в том, что, будучи раненным, он развернул объятый пламенем самолет к порту, выбрал наиболее важную цель и направил на нее горящую машину.
Прошли годы. Подвиг летчика Михаила Янко, его имя заняли особое место в истории Краснознаменного Тихоокеанского флота. Военно-исторический музей КТОФ отвел герою почетное место в зале, где собраны материалы о войне против империалистической Японии в 1945 г. Помимо портрета Михаила Егоровича Янко в экспозиции хранятся его документы: обгоревшие комсомольский билет и удостоверение личности, а также курсантская книжка по физподготовке, там же находится лопасть от винта штурмовика героя и пушка, из которой летчик разил врага. Бывший летчик, ныне художник-моделист, создал видеограмму: во вражеском порту горящий штурмовик идет на таран стоящего впереди высокого кирпичного здания...
В настоящее время в селе Всеволодовка, где родился Михаил Янко, установлен обелиск, за которым ухаживают местные пионеры и комсомольцы. Они хранят его славу.
О нем сложены легенды. Поэты написали о его подвиге стихи и поэмы. Народная молва назвала его "огненным человеком". А был он простым советским парнем, беззаветно любил Советскую Родину и без колебаний отдал за нее свою жизнь.
В. Королев
topovl.ru :. Золотые звёзды тихоокеанцев :. Янко Михаил Егорович (Золотые звёзды тихоокеанцев)